О медиагруппе |Продукты и услуги
Онлайн конференция

Комплексные проекты модернизации образования

Конкурс проводится для того, чтобы оказать федеральную поддержку, в первую очередь тем регионам, которые всерьез, грамотно, аргументировано готовы к ее освоению, и способны доказать, что задуманные ими изменения в механизмах функционирования региональных систем образования на самом деле приведут к позитивным изменениям, а не будут растрачены на финансирование неэффективных, не нужных людям и обществу каких-либо программ или учреждений. Одновременно конкурс дает возможность всем субъектам федерации проанализировать и сравнить механизмы функционирования своих систем с теми субъектами, которые в рамках конкурса докажут наибольшую эффективность.

 

ответы на вопросы

 

1. Даксим , обычный город в нац республике : Почему русские должны изучать национальный язык, живя в нац республике? Не произойдет ли размывания и русского, и национального языков? Русские не будут знать качественно нац язык и плохо знать родной русский. Кстати, и поступить в русских областях будет невозможно, так как количество часов русского языка сокращают очень здорово, а в республиках скоро будут вводить обязательное знание местного языка. И получим мы Туркмению, а потом референдум об отделении, и вот вам Косово. Я за то, чтобы местные нац языки изучали только в нац школах.

Исаак Калина: Если говорить формально, то по закону. Ибо субъект РФ имеет право принимать в качестве второго госязыка язык одной из своих ведущих наций, во-вторых, каждый субъект РФ имеет право в рамках национально-регионального компонента госстандарта общего образования вводить строго по правилам некие дополнительные предметы для обязательного изучения всеми учащимися школ данного субъекта РФ. В связи с этим - да, в нацреспубликах, и это вполне может оказаться, и изучения языка одной из национальностей этой республики. Но ни в коем случае не допустимо снижение уровня изучения русского языка ниже определенного стандарта образования, а знание второго языка никогда еще никому не мешало, это только улучшит взаимопонимание людей, живущих в данных республиках. Но повторю, ни в коем случае не допустимо снижение уровня изучения русского языка ниже уровня, заложенного госстандартами образования.


 

2. Иванова С. , Москва : Кто решил, что нахождение младших школьников в школе без комнат отдыха, без возможности диетического питания - это я о школе полного дня - принесет пользу детям? По-моему, только невротиков нам даст. Ведь уроки из сетки кончаются в 14-15 часов (пример - школа 1825 г. Москвы).

Исаак Калина: Кто решил? Наверное, совет этой школы, ибо кто еще может по уставу школы принимать такие решения? Мне надо посмотреть устав этой школы, или Вы лучше сами посмотрите. Но я думаю, вопрос очень серьезный, и ответ состоит на него, на мой взгляд, из двух частей. Первое - школы полного дня очень нужны, потому что подавляющему количеству детей в 2 часа, в час дня идти домой не к кому, а иногда и, к сожалению, некуда. Им очень нужна школа полного дня, но очень грамотно организованная, а это значит - в том числе и с соблюдением всех санитарных норм. И, если в какой-то конкретной школе эти нормы не соблюдаются, то этим должны заниматься СЭС, органы управления образованием, РОНО, ГОРОНО, но главное, этого не должен терпеть совет школы.


 

3. Пашков Антон , Севастополь : Сейчас я учусь в 10 классе российской школы в Севастополе. Скажите, модернизация предусматривает только технические новшества или другие тоже? У меня не за горами поступление в ВУЗ, но уже сейчас пугают стартовыми суммами вне зависимости от успеваемости и т.д. Будет ли предотвращено взяточничество среди преподавателей?(Считаю, что для этого необходимо обеспечить их достойной зароботной платой).

Руководитель Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ Исаак Иосифович КалинаИсаак Калина: Модернизация образования - это в первую очередь содержательные, организационные изменения, а не технические. Хотя повышение качества технологической оснащенности школ - это тоже одно из важных направлений модернизации образования. Что касается стартовых сумм для поступления в ВУЗы, ну, мы любим заниматься самозапугиванием, а вообще-то уже 6 лет опыта ЕГЭ в стране при всех его имеющихся пока недоработках и недостатках все-таки показывают, что те дети, которые получили качественное школьное образование, спокойно по результатам ЕГЭ поступают в соответствующие ВУЗы. Вообще при приеме на работу в торговые сети, при собеседовании любят задавать вопрос: у нас работники крадут, как вы думаете, почему? И если кандидат отвечает, что, наверное, вы мало платите, то его на работу не берут. Но зарплату повышать надо, конечно, и сегодня все возможное для этого делается. Но это не потому, что повышенная зарплата остановит взяточников. Их просто не должно быть.


 

4. Павел Скворцов , г. Москва : Почему приоритет отдаётся Болонскому процессу, ведь европейское образование находится ещё в более глубоком кризисе, чем наше, в то время, как образовательные связи со странами БРИК вообще не рассматриваются как приоритетные, а ведь стратегия образования - это стратегия на ближайшие 25 лет?

Исаак Калина: Участие в Болонском процессе идет в таком режиме, чтобы использовать и принимать только то, что улучшает нашу систему, то, что выгодно нашей системе, но ни в коем случае не разрушает или не уничтожает тех преимуществ, традиционных преимуществ, которые есть у российской системы образования. При этом естественно, что изучается опыт системы образования не только стран Болонского соглашения, но практически всех стран мира. Изучается не для того, чтобы копировать - копия-то все равно всегда хуже оригинала, а для того, чтобы использовать какие-то интересные идеи при разработке собственных систем и для разработки собственных решений.


 

5. Сергей , Санкт-Петербург : Считаете ли Вы, что банальное отсутствие нормального финансирования является поводом для модернизации системы образования? Благодаря старой системе образования появилась не одна сотня выдающихся ученых и это факт, так зачем, по-Вашему, модернизировать систему, которая работает? Считаете ли Вы, что вся суета вокруг модернизации системы образования есть банальное создание видимости деятельности (своеобразная ширма и средство растранжирования бюджетных средств) бюрократического аппарата Министерства образования и науки РФ? Спасибо!

Исаак Калина: Автор вопроса высказал свое суждение. К каждому суждению надо относиться с уважением, и вряд ли автор согласится поменять свое суждение, да это и не нужно. Но если высказать свое суждение по поводу, не в формате дискуссии ни в коем случае, то первое: повод для модернизации всегда один: то, что давало результат 20-30 лет назад, не может давать тех же замечательных результатов в совершенно новых экономических, информационных условиях. Модернизация есть изменение ради соответствия новым возникающим потребностям общества, экономики, государства, а не указывание на то, что что-то 20 лет назад было плохим или хорошим. Есть хорошая формула - живое есть живое потому, что все время меняется, оставаясь самим собой. Я думаю, что система образования - это живая система, поэтому она, как все живое, должна постоянно меняться, но оставаться при этом самой собой. Жизни без изменений не существует.


 

6. Слободянюк Татьяна , Реутов Московской области, школа № 6 : Когда в наших школах будут учить детей мечтать? Прогнозировать свое будущее на несколько лет вперед? Учить составлять собственный план по самореализации, саморазвитию, конкрентным практическим шагам воплощения полученных знаний?

Исаак Калина: Отвечая на ваш вопрос, скажу, что он точнее любого ответа, который сегодня можно на него дать. Ибо уверен, что одна из задач системы образования - это сформировать у ребят способность к самоорганизации собственной жизни. Есть много интересных и не очень идей на эту тему, и если у Татьяны есть какие-то более конкретные предложения, то будем очень благодарны, если Татьяна ими поделится. Вопрос абсолютно, идеально точен.


 

7. Ратцев Вячеслав Николаевич , Бузулук, Оренбургской области : Уважаемый Исаак Иосифович, помнишь себя Иваном Калиной в Оренбурге, а также однокашников - студентов пединститута? Хочу тебя спросить, как долго вы, чиновники от образования, старались, чтобы из школьного образования ушли почти все приличные учителя. Вплоть в торговлю селедкой на базаре. Предложение: сделайте себе такую же зарплату, как простым учителям. Через некоторое время вы поймете, что надо сделать, как можно поднять образование без этих ваших дурацких проектов. Нищий учитель работать не будет. Платное обучение не выявит талантов. Сам-то выучился бесплатно, жил в бесплатном общежитии.

Исаак Калина: Тридцать пять лет назад процент обучающихся в ВУЗах от общего количества поступивших в первый класс школы не превышал 16%. Сегодня за счет средств бюджета в ВУЗах обучается порядка 45% от числа поступавших в школы. И я рад, что сегодня в три раза больше юношей и девушек получает высшее образование бесплатно, чем это было 35 лет назад.


 

8. Евгений Караман : "Комплексный проект" - звучит шикарно. Поддержат четвертую часть регионов: конкурс. Но ведь практика известна: конкурсант должен быть "на слуху" и лояльным, вложить огромные собственные средства, быть в курсе "подводных течений" и др. Стоит ли в очередной раз поощрять тех, кто умело подсуетился и у кого и без того есть хорошие финансовые возможности (благодаря играм вокруг регионального бюджета)? И сообщите, пожалуйста, об успешных региональных проектах, поддержанных Центром и ставших достоянием всей страны. А то кому-то все, другим ничего, где государственный подход?

Исаак Калина: При поддержке центра, как здесь сказано (имеются в виду, наверное, федеральные органы власти), были проведены очень интересные и полезные проекты в Самарской области, Чувашской республике, Воронежской области по реформам своих региональных образовательных систем. Опыт этот очень подробно описан, неоднократно опубликован и рассматривался на различных конференциях, семинарах работников образования. В настоящее время в 7 субъектах Федерации идет очень интересный проект по информатизации системы образования, результаты этих проектов также сегодня достаточно широко обсуждаются, и их описания публикуются в первую очередь в журнале Министерства образования и науки "Вестник образования". Вряд ли уместно слово "подсуетились", я бы сказал, подготовились - кадрово, содержательно и во всех других аспектах. И таким людям лучше не завидовать, а учиться у них умению грамотно вносить в свою жизнь позитивные перемены.


 

9. Прокопенко Сергей Артурович , Кемерово : Здравствуйте! Подготовил материал о своем методе и опыте работы со студентами, который они признают интересным и полезным. Статья называется "Вуз: от обучения студентов - к их развитию!" Правда, не знаю, где его опубликовать... Если Вам интересно, могу выслать. По-моему, он может пригодиться и другим. Может, что посоветуете? С уважением, д.т.н., проф. Прокопенко С.А., 46 лет

Исаак Калина: Уважаемый Сергей Артурович! Думаю, что было бы правильно, если бы Вы своим методом и опытом в первую очередь поделились со своими коллегами по ВУЗу и нашли бы признание среди них. И уверен, руководство ВУЗа нашло бы способ поддержки соответствующей публикации. Можно, конечно, направить в то учебно-методическое объединение, к которому относится специальность, по которой Вы работаете со студентами.


 

10. Хафиз , Татарстан : Насколько планируется увеличить зарплату учителям в регионах? Это будет фиксированная ставка по всей стране или будет как-то зависеть от конкретного региона и финансирования на его территории некоего образовательного проекта?

Исаак Калина: Фиксированная ставка по всей стране - это минимальная базовая ставка. И ее повышение идет в соответствии с решениями Правительства так же, как и всем работникам бюджетной сферы. Но реальная заработная плата учителей, конечно, зависит от выбранной системы оплаты труда в конкретном субъекте РФ. Но еще раз подчеркну, что она не может быть ниже базовой ставки, установленной Правительством РФ. И мне кажется, что наиболее важно, чтобы при общем росте оплаты труда учителей началось значимое повышение доходов учителей в зависимости от их квалификации и результатов работы. Хороший учитель должен получать много, нормальный - нормально, а других в школе быть не должно.


 

11. Малявина Юлия , Ставрополь : Какие регионы уже проводили мероприятия по модернизации образования? Есть ли лидеры в этой области, на опыт которых Вы могли бы сослаться? Какие затруднения возникают чаще всего при внедрении комплексных программ?

Исаак Калина: Хороший вопрос, спасибо большое, Юлия. Кроме тех регионов, которые я уже называл, есть очень интересный опыт в Ярославской области, Новгородской, Псковской, Москве, Московской области и очень многих других. В журнале "Вестник образования" есть раздел "Опыт регионов", там все описано. Какие затруднения? Их много: организационных, финансовых, кадровых, - но это все при грамотном менеджменте решаемые вопросы. Главное, что никакое отдельно взятое направление не способно дать системного эффекта. Все мы понимаем, что для того, чтобы увеличить зарплату именно высокопрофессиональным педагогам, нужно вводить объективную оценку качества их труда, привлечь к этой оценке общество, а не только чиновников, ввести объективную оценку знаний учащихся, ввести нормативно-подушевое финансирование (иначе у школы не будет средств на поощрение высококвалифицированных учителей). То есть система образования не зря носит название "системы", в ней все очень взаимосвязано. И поэтому изменения должны происходить комплексно. Слово «комплексный», кстати, по этимологии означает "переплетенный". А реализация комплексного подхода в истинном значении этого слова является самой большой управленческой сложностью.


 

12. Роман Темников , Москва : Добрый день! Вопрос образования на данный момент самый животрепещущий, мой ребенок учится в 10 классе, и по-другому сказать не могу - идут поборы на различные нужды класса. Будут ли улучшения после повышений зарплат учителям и будут ли делать ремонт классов за счет бюджета, а не за счет родителей? Спасибо.

Руководитель Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ Исаак Иосифович КалинаИсаак Калина: Ответ на вопрос Романа состоит из многих вещей, но в первую очередь он состоит из того, насколько общество и, в первую очередь, родительское сообщество этой школы, о которой говорит Роман, способно, готово и хочет участвовать в управлении своей школой. Будет школа сочетать в себе так называемое государственно-общественное управление - значит, она будет работать на реализацию потребностей и интересов семей. Установится диктатура администратора школы, а еще хуже, внешнего чиновника - то вряд ли только повышение зарплат и выделение бюджета на ремонт снимут те вопросы, которые задает Роман. Найдется что-нибудь другое, на что опять попросят денег. Нужно смотреть устав школы, участвовать в управлении школой. Из тех школ, где делается именно так, такие вопросы, как правило, не задают.


 

13. Светлана , Москва : Добрый день, я студентка ВУЗА, меня волнует, как будут бороться с коррупцией в институтах, т.к. часто сталкиваюсь с таким: перед экзаменом преподаватели сразу объявляют цену оценок.

Исаак Калина: У меня много знакомых студентов, которые имеют возможность быть со мной достаточно откровенными. И они чуть иначе интерпретируют проблему, о которой говорит Светлана. Тот, кто очень хорошо учится, именно сам, тот может сдать и без взяток. К сожалению, есть значимая часть студентов, которым легче купить оценку, и попадаются преподаватели, которые, увы, им в этом помогают. Для борьбы с этим существуют достаточно известные способы - проведение ректоратом ВУЗа независимых от преподавателей сессий, в том числе и электронных, и опыт в этом уже сегодня очень большой, включение в оценку качества ВУЗовского образования представителей бизнеса как внешних заказчиков. И третье, самое главное - понимание студента, что купив оценки, не получишь квалификацию, которая тебе потом позволит в жизни заработать деньги, чтобы купить что-нибудь другое.


 

14. Екатерина : Какой бюджет предусмотрен на реализацию национального проекта "Образование"?

Исаак Калина: Бюджет 2007 года превысит бюджет нынешнего года более чем в 1,5 раза и составит более 40 млрд рублей. Почти 12 млрд рублей из этой суммы - выплаты классным руководителям, 15 млрд рублей - на поддержку ВУЗов. И появляется два новых направления. Первое - поддержка субъектов Федерации, реализующих комплексные проекты модернизации образования. Второе - поддержка учреждений НПО и СПО, реализующих инновационные образовательные программы. Кроме того, через направление "Демография" очень значимую поддержку получат семьи, чьи дети получают дошкольное образование.


 

15. Ольга Петровна, учитель русского языка и литературы , Мордовия, Зубово-Полянский р-н, г. Явас : Я так понимаю, это коснется 20 избранных школ, а что делать нам, сельским учителям, у нас останется еще на много лет вперед то, что было и есть? Когда эти перемены дойдут до нас?

Исаак Калина: Уже в 2006 году поддержку в рамках национального проекта получили 3000 инновационных школ, среди них более 40% - сельские, 10 000 учителей, среди которых также почти половина - сельские учителя. А новый проект "Поддержка субъектов РФ" в первую очередь направлен на работу субъекта по улучшению условий работы сельской школы. Напомню также, что все квоты на выделение федеральных средств в рамках национального проекта рассчитывались по формуле, где каждый сельский школьник приравнивался к двум городским, то есть на одного сельского школьника из средств федерального бюджета выделяется в два раза больше средств, что дает значимые преимущества, конечно, сельским школам.


 

16. Алена , п. Явас, Мордовия : Что представляют из себя эти проекты? Кто автор и на какие регионы они расчитаны?

Исаак Калина: Проект из себя должен представлять очень серьезный, аргументированный, тщательно просчитанный проект запуска механизма значительного улучшения условий и качества образования для всех детей субъекта РФ. Автором такого проекта, естественно, должна выступать администрация данного субъекта РФ. По крайней мере, подписывать его должно первое должностное лицо региона, ибо это не внутриобразовательный проект, это проект улучшения жизни людей, связанный с образованием. Критерии экспертизы субъектов федерации рассчитаны так, чтобы в конкурсе смогли участвовать, и достойно участвовать, любые субъекты РФ - маленькие и большие, с преимущественно сельским и городским населением, высокобюджетные и дотационные. Главное - продуманная, аргументированная стратегия позитивных изменений.


 

17. Светлана , Ростов : По каким критериям выбираются лучшие региональные проекты? Важно, чтобы качественное образование было доступно не только в столице, но и региональные дипломы шли наравне с московскими, какие шаги будут сделаны в этом направлении?

Исаак Калина: Методика, содержащая критерии отбора, - это документ примерно на 20 страницах, он публиковался в отраслевых газетах. По завершению экспертных обсуждений он будет опубликован на сайте Министерства образования и науки РФ. 27 сентября эти материалы будут розданы представителям субъектов РФ на Всероссийском совещании по модернизации образования.


 

18. Анцышкин Дмитрий , Волгоград : Есть ли в нашей системе образования системность? Не кажется ли Вам, что, давая волю различным авторским программам, мы напрочь выхолащиваем стандартизацию образовательных процессов и порождаем монстра индивидуальной довузовской подготовки? Очень хорошо, когда ребенок с удовольствием учится в школе, но напрочь забываем, что он должен получить на выходе. Часто при поступлении в вуз абитуриент, готовясь к экзаменам, сталкивается с проблемой "это мы не проходили, это нам не задавали". Родители несут бремя репетиторства с христианским смирением. А выход где из этого порочного круга?

Руководитель Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ Исаак Иосифович КалинаИсаак Калина: Прежде всего - спасибо, Дмитрий, за очень хороший вопрос. Наверное, кого-то я огорчу, но должен сказать, что воля различным авторским программам резко уменьшена сегодня. Есть стандарт общего образования. Сейчас идет разработка стандарта общего образования второго поколения. Введение ЕГЭ как совмещающего выпускные экзамены в школе и вступительные в ВУЗы также способствует стандартизации образования и во многом решает проблему, о которой пишет Дмитрий. Но здесь очень важно из одной крайности не перейти в другую и не вернуть нашу школу к состоянию, когда любая педагогическая инициатива была практически невозможна. Инициативы нужны, но они должны быть очень аргументированы, обоснованы, должны проходить грамотную, профессиональную экспертизу.


 

19. Карина , Москва : Скажите, пожалуйста, будут ли льготы или снижение цен на получение второго высшего образования? Очень часто оно просто не по карману.

Исаак Калина: Во-первых, вопрос очень нравится, потому что он доказывает необходимость перехода к двухуровневому высшему образованию. Понятно, что у очень многих людей есть необходимость вовремя скорректировать выбранную образовательную траекторию. И обучение по двухуровневой программе позволяет это сделать с гораздо меньшими временными, да и финансовыми, затратами человека. Кроме того, в Правительстве одобрен проект по образовательному кредитованию, в рамках которого можно будет получить льготный кредит на получение образования, в том числе и второго высшего.


 

20. Батищев Валерий : Как будет осуществляться контроль за использованием денежных средств, выделенных на модернизацию образовательных процессов в регионах? Не получится ли так, что деньги опять будут оседать в далеких от образования структурах?

Исаак Калина: Если Валерию известны конкретные факты "оседания денег в далеких от образования структурах", то чтобы этого не произошло "опять", очень просим обратиться в правоохранительные органы.


 

21. Людмила Закржевская , Ленинградская обл. : Какое международное сотрудничество ведется в сфере инновационных проектов? Какие встречи по обмену передовым опытом Вы назвали бы как самые действенные? Опыт какой страны с Вашей точки зрения премлем для России? Или самобытность нашего образования не подходит ни под какую из схем и нам надо изобретать что-то новое? С уважением, Людмила.

Исаак Калина: Про международное сотрудничество можно рассказывать много, но наверное, знаковым ответом будет то, что сегодня Министерство образования Венгрии пригласило представителей нашего министерства поделиться опытом реализации нашего приоритетного проекта "Образование". Обмен опытом всегда действен. Не считаю приемлемым выделять какую-либо страну, и даже не говорил бы о самобытности образования. Я бы говорил, что национальная система образования обязана учитывать и традиции страны - образовательные, культурные, любые другие, - и складывающуюся структуру экономики. То есть система образования должна быть адекватна перспективным потребностям граждан, общества и государства той страны, для которой это образование существует. Поэтому никакое автоматическое копирование элементов чужих систем невозможно. Можно и нужно изучать идеи, можно и нужно изучать опыт, но на основе этого знания, анализа система должна строиться именно как самобытная. Хороший вопрос, спасибо.


 

22. Пантилеев Сергей , Мурманск : Если правительство не может уменьшить плату за обучение в вузах, то могло бы хоть на всю сумму дать льготы по налогу ( сейчас только на 38000руб.)

Исаак Калина: Правительство не берет плату за обучение в ВУЗах. Оно ежегодно выделяет более 500 тысяч мест для приема в ВУЗы выпускников школ на бесплатной основе. И это почти половина от числа выпускников школ. Для экономики страны в настоящее время увеличение доли специалистов с высшим образованием вряд ли полезно. Огромное количество учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования способно дать качественное образование тем, кто не прошел по конкурсу в ВУЗы. К сожалению, пока в обществе превалирует мнение, что только высшее образование есть основа жизненного успеха. И это создает ажиотаж вокруг ВУЗов, позволяет им повышать цены на платное образование для тех, кто не прошел на бюджетное. В итоге многие выпускники ВУЗов, особенно некачественных ВУЗов, потом не могут найти работу по специальности, потому что то, что они получили, это скорее диплом, а не специальность. А те, кто получил хорошую рабочую квалификацию в НПО и СПО, очень востребованы и хорошо устраиваются. Поэтому, может, не только в высшем образовании счастье?


 

23. Дарья , Москва : Почему все-таки в царской России с оплатой труда учителей все было довольно радужно, а сейчас надо создавать программы, чтобы учителя не умерли. Может быть, причина не только в системе образования, но и в самой экономике? Тогда, наверное, программа учителей не спасет?

Исаак Калина: Не хочется огорчать Дарью, но все радужно с оплатой труда учителей в царской России было только в гимназиях, в которых обучалась очень небольшая часть детей страны. Не об этом речь. Абсолютно согласен, что нельзя говорить о системе образования, не говоря об экономике страны. Хочу добавить, что состояние экономики страны очень сильно зависит от состояния системы образования с определенным временным разрывом. Проще говоря, сегодняшняя экономика – результат вчерашнего образования.


 

24. Колмаков Г.В. , Новосибирск : Развитие промсектора экономики страны напрямую зависит от количества и качества рабочих и техников на предприятиях. Когда от обсуждений и разговоров учреждения НПО и СПО получат реальную законодательную, финансово-экономическую и политическую поддержку.Особо тревожное положение в отраслевых учреждениях НПО И СПО ведущих подготовку кадров для предприятий ОПК. Когда Роспром и Рособразование примут конкретные меры на развитие системы кадрового обеспечения стратегически важных отраслей?

Исаак Калина: Вопрос скорее как поддержка совместных усилий Министерства образования и науки, РСПП, Деловой России и других организаций, делающих сегодня все для того, чтобы именно эти уровни образования получили новые стимулы для развития.


 

25. Бабичева Елена , Москва : Здравствуйте! Повышение оплаты учителям - это хорошо. Но дети покидают стены школы, не получив нормального образования! Не думаю, что если учитель не знает как научить ребенка, как привить ему интерес к учебе, как справиться с проблемами плохого поведения и низкой успеваемости, получив бОльшее количество дензнаков, сразу сумеет делать все это. На деньгах об этом не пишут! Что планируется модернизировать или изменить в самой системе образования, в собственно учебном процессе, чтобы на выходе из школ получать культурных, образованных детей?

Руководитель Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ Исаак Иосифович КалинаИсаак Калина: Согласен с Еленой, но без хорошей зарплаты невозможно привести в школу хорошего учителя. Согласен, что не надо плохому учителю сильно увеличивать зарплату, это бесполезно. Зарплату нужно увеличивать в системе для того, чтобы в ней старались прийти и сохраниться хорошие учителя. Поэтому вводимые системы оплаты труда в первую очередь направлены на повышение зарплаты тем учителям, которые демонстрируют наиболее позитивные результаты. Все остальные изменения без улучшения качественного состава учительского корпуса наверняка будут малорезультативными.


 

26. Рогулин Андрей , Чита : Надо отдавать приемущество тем региональным проектам, которые в своих образовательных программах опираются на связь с потребностями в тех или иных специалистах для региона, т.е. выполняя социальный заказ региона и тем самым закрепляя специалистов на местах. А как Вы считаете?

Исаак Калина: В основном согласен с Андреем. Хотя не следует забывать, что мы все-таки федеративное государство, и нельзя требовать от человека, чтобы он был обязан реализовывать себя только в том субъекте федерации, в котором получил образование. Важно, чтобы он был полезен для страны.


 

27. Елена , Москва : Исаак Иосифович, Вы сказали, что повышение зарплаты учителям будет зависеть от системы оплаты, принятой в регионах. Какие системы уже приняты?

Исаак Калина: Новая система оплаты труда принята в городе Санкт-Петербурге, Тюменской области, Самарской области. Их опыт неоднократно освещался в СМИ.


 

28. Карина Арыкина , Подольск : Скажите, предусматривает ли новая модернизация образования переход с 10-летнего образования на 12-летние?

Исаак Калина: Мне как-то казалось, что у нас 11-летнее образование. Я не знаю, что означает "новая" модернизация. Поэтому – нет. Сейчас никаких проработок вопроса перехода на 12-летнее обучение нет. Но очень многие ВУЗы с такой инициативой выходят, ибо считают, что хорошая школа третьей ступени с профильным обучением вполне способна реализовывать часть тех общеобразовательных программ, которые ВУЗам приходится реализовывать на 1-2 курсах. Это очень неудобно многим семьям, потому что для получения высшего образования приходится уезжать далеко от дома. Но повторю, никаких документов на эту тему пока нет. При этом необходимо учесть, что в настоящее время разрабатывается законопроект о переходе на обязательное среднее (полное) образование.


 

29. Азат , Казань : Как модернизация повлияет на учебные материалы? Будут ли отслеживать качество и за чей счет будут покупаться учебники? Спасибо

Исаак Калина: Сегодня резко усилена жесткость экспертизы школьных учебников. Она возложена на Российскую академию наук и академию образования, как говорится, под личную ответственность Президентов этих академий. Это позволило уже в нынешнем году не пропустить в состав федерального перечня учебников очень большое количество рукописей, которые претендовали на то, чтобы стать школьными учебниками. Решение вопроса о приобретении учебников находится в компетенции субъектов РФ.


 

30. Инна : Каким регионам будет уделено более высокое внимание?

Исаак Калина: Всем.


 

31. Константин , Москва, благополучный центр : Добрый день, Исаак Иосифович! С 2007 года будут поддерживаться 20 проектов? В течение трёх лет? А как быть c остальными регионами (не факт, что эти 20 проектов будут из разных регионов, кстати)? Планируется ли поддержка остальных регионов (не обязательно финансовая, может быть кадрами стоит поддержать регионы)?

Исаак Калина: Комплексный проект модернизации системы образования - это проект всего субъекта РФ, поэтому 20 проектов - это 20 регионов. А в 2008 году поддержка будет продолжена для этих и еще для 10 субъектов федерации.


 

32.  Ольга, мать двух школьников , Москва : Почему при огромной нагрузке в московских школах вновь вводят 6-дневку? Опыт прошлого года показал, что дети не успевают отдохнуть, сделать качественно уроки, у них не остается свободного времени, досуга, времени на увлечения и спорт. Причем мы учились (все вместе - дети-родители-бабушки-дедушки) в двух разных школах - а результат-то один - школа при некачественном преподавании предметов отбирает у семьи колоссально много времени. Жизнь начинается лишь в летние каникулы (которые нам опять же хотят урезать). Считаю подобные проявления -диверсией.

Исаак Калина: Решение об использовании 5 или 6-дневной недели принимает само образовательное учреждение в соответствии с рекомендациями медиков. Поэтому с данным вопросом Ольга должна обратиться в совет своего образовательного учреждения.


 

33. Елена , Москва : Какие новые системы оплаты труда учителей уже предложены и чем они привлекательны? Сколько на сегодняшний день регионов, предоставивших проекты модернизации образования? Кто и по каким критериям будет оценивать их проекты? Почему именно три года будет длиться финансирование?

Исаак Калина: Системы привлекательны одним - что оплата труда привязана к интенсивности и качеству труда, что позволяет значительно повысить зарплату тем педагогам, в чьей работе эти компоненты присутствуют. Конкурс пока не объявлен.


 

34. Savel : Как Вы считаете, в чем причина бума высшего образования в стране?

Руководитель Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ Исаак Иосифович КалинаИсаак Калина: В очень низком качестве этого высшего образования во многих ВУЗах. В легкости формального его получения. Само по себе стремление людей получить высшее образование можно только приветствовать. Но то, что практически каждый выпускник школы, зачастую еле-еле освоивший школьную программу, оказывается каким-то чудом способен освоить программу высшего образования, объяснить трудно. И поэтому наряду с прекрасными выпускниками-специалистами прекрасных ВУЗов, мы, к сожалению, получаем часто выпускников, у которых кроме диплома с записью о полученном образовании ничего от ВУЗа не осталось. Это трагедия и для этих выпускников, и для общества. Поэтому абсолютно поддерживая и расширяя возможности людей для получения на КОНКУРСНОЙ основе бесплатного высшего образования, одновременно необходимо (и это делается) устранить возможность получения диплома без реального образования. Кстати, ЕГЭ - это очень важный механизм для решения данной задачи. При этом всегда говорю, что вообще-то сегодня в ВУЗах учатся люди, которым работать еще лет 30-40, и вполне возможно, что многим из них нужно будет именно высшее образование, а не пустой документ.


 

35.  Ольга Васильевна , Химки : На какие цели могут быть истрачены деньги, полученные учебными заведениями в ходе реализации нацпроекта "Образование"? По своему ли усмотрению директора школ будут распределять деньги, выбирая, что в данный момент для их учебного заведения нужнее - закупить топливо на зиму, перекрыть протекающую крышу, заменить унитазы в туалетах или же примировать учителей? Или все строго оговорено заранее - деньги идут на определенные виды школьной деятельности?

Исаак Калина: Полученные средства школы смогут потратить не на текущие расходы, а на реализацию своих программ развития, которые и были предметом конкурсной экспертизы. В частности – на приобретение современного учебного оборудования, повышение квалификации работников.


 

36. Валентин , Москва : Для чего проводится конкурс по отбору регионов для реализации программ развития образования? Какие сроки и условия проведения конкурса?

Исаак Калина: Конкурс проводится для того, чтобы оказать федеральную поддержку, в первую очередь тем регионам, которые всерьез, грамотно, аргументировано готовы к ее освоению, и способны доказать, что задуманные ими изменения в механизмах функционирования региональных систем образования на самом деле приведут к позитивным изменениям, а не будут растрачены на финансирование неэффективных, не нужных людям и обществу каких-либо программ или учреждений. Одновременно конкурс дает возможность всем субъектам федерации проанализировать и сравнить механизмы функционирования своих систем с теми субъектами, которые в рамках конкурса докажут наибольшую эффективность. Первый конкурс регионов пройдет уже в этом году. Конкурс является открытым, т.е. участвовать может любой регион. Для участия необходимо подать заявку по установленной форме, которая будет опубликована одновременно с объявлением о конкурсе на сайте Минобрнауки и в СМИ.


 

37. Павел : Что это за программа модернизации образования, какие у ннее цели и задачи? Спросил у друзей - никто не в курсе. Кто-то считает, что это полный переход на платное образование, кто-то, что школы и вузы будут компьютеризировать, кто-то предположил, что это введение новых программ. А на самом деле, что это?

Исаак Калина: Уважаемый Павел, если подробно, то Вам придется прочитать очень много документов, начиная с Концепции модернизации российского образования 2001 года, Приоритетных направлений развития образовательной системы РФ 2004 года, и еще целый ряд документов, неоднократно публиковавшихся в СМИ. А если коротко, то механизмы модернизации должны обеспечить для всех 15 млн школьников России: 1. Каждый урок по каждому предмету ведет квалифицированный преподаватель. 2. Каждый урок и каждое внеурочное занятие проходит в современной технологически оснащенной образовательной среде. 3. В каждой школе ребенку обеспечены нормальные условия - гардероб, туалет, столовая, информационный зал, и многое другое, что является признаком уважения образовательного учреждения к этому ребенку. 4. Обучаясь в школе, ребенок, подросток, юноша находится в полноценной развивающей среде общения со сверстниками. Достижение этих целей требует не только простого увеличения ресурсного обеспечения, но концентрации этих ресурсов. А для этого нужны грамотные управленческие решения как на уровне муниципалитетов, так и на уровне субъектов РФ. Вот разработка этих управленческих решений, механизмов достижения этих целей и является предметом конкурса субъектов РФ. Наверняка, это осложнит жизнь нам, управленцам образования, осложнит жизнь тем работникам образования, которые не способны обеспечить достижение этих целей, но уверен, значимо облегчит жизнь 15 млн школьников и их родителей. А система образования и создана не для работающих в системе, а для получающих образование в этой системе. При всем уважении к нам, работающим в системе.


 

38. Карен Оганесян , Санкт-Петербург : В чем заключается новая отраслевая система оплаты труда? Как Вы считаете, готовы ли регионы поставить зарплату учителей в зависимость от ученика?

Исаак Калина: Системы оплаты труда субъекты РФ разрабатывать будут самостоятельно на основе действующего российского законодательства и рекомендаций трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям. Но при этом мы считаем, что такая система должна обеспечивать адекватный учет и объем и интенсивность учительского труда, и качество, и продолжительность, и уровень ответственности. При этом мы все понимаем, что оплата труда учителя, управляющего образовательным процессом 25 учащихся, должна отличаться от оплаты труда учителя в классе, где 10 учеников. Успешная реализация программ повышенной сложности также должна увеличивать оплату труда учителя. Высокие результаты учащихся, высокая общественная оценка результатов учительского труда также должны увеличивать оплату его труда. То есть оценка труда учителя, а значит, и оплата, ни в коем случае не может быть одномерной и зависеть только от какого-то одного параметра. Она должна максимально учитывать и продолжительность, и объем, и сложность, и качество, и интенсивность. И, снова добавлю, уровень ответственности.

 

39. Серафима Львовна, Томск : Как вы считаете, готовы ли регионы принимать участие в реформе образования? Сколько регионов, на Ваш взгляд, подадут заявки на "доплаты" из средств нацпроекта?

Исаак Калина: За время реализации концепции модернизации образования все регионы в той или иной мере включились в этот процесс. Почти везде введен ЕГЭ, десятки регионов приняли участие в иных федеральных экспериментах – по введению профильного обучения, совершенствованию структуры образования, созданию школьных управляющих советов и др. Повсеместно вводится нормативное подушевое финансирование. За первый год национальных проектов во всех регионах выявлены и усиливаются точки роста современного качества образования, созданы действующие образцы общественного участия в управлении, новой оплаты труда, оценки качества. Тем самым во всех регионах созданы предпосылки для успешной модернизации образования. При доработке конкурсных критериев и процедур мы стремимся устранить любые барьеры к участию в конкурсах. Полагаю, что все регионы смогут принять участие и имеют реальные шансы на федеральную поддержку.


 

40. Елена Андреева : Какие основные направления развития и модернизации системы образования в субъектах РФ? Проект затрагивает только общее образование?

Исаак Калина: По большому счету, обновление управления образованием. В первую очередь – экономические механизмы: нормативное финансирование образовательных учреждений и новая система оплаты труда работников. А также объективная, внешняя, прозрачная оценка качества образования и общественное участие в управлении образованием. И, конечно, развитие сети образовательных учреждений, обеспечивающее всем гражданам полноценные условия и возможностеи получения качественного образования. Региональные комплексные проекты затрагивают общее образование, однако созданные в результате эффективные модели и механизмы управления субъекты РФ смогут использовать и на других уровнях образования.


 

41.  Юлия Эмм : На чем должны сосредоточиться регионы, претендующие на господдержку образовательных программ? Что считается "комплексной модернизацией"?

Исаак Калина:  На серьезном анализе своей образовательной ситуации. На выявлении собственных резервов развития, разработке эффективных мер, повышающих заинтересованность каждого педагога и каждой школы в результатах труда. Комплексная модернизация предполагает, что все ее основные направления будут осуществляться в регионе совместно и взаимообусловленно.


 

Завершающее слово:
Исаак Калина: Не хотел бы выделять какие-то вопросы, но должен признаться, что наиболее важным мне показался очень короткий вопрос Татьяны Слободянюк о том, когда же наших детей будут учить мечтать. Я слишком давно живу в системе образования. Много знаю про нее хорошего. Много знаю, мягко говоря, удивляющего. И одним из таких удивляющих меня элементов является знаменитая проверка выполнения домашнего задания на уроках. Она, как правило, состоит из двух вопросов - кто не решил задачу, и этот вопрос мне понятен, В отличие от второго, он звучит так: ПОЧЕМУ ты не решил задачу. И на этот вопрос за 11 лет дети приучаются находить ответ. И за 11 лет они приучаются, что найти себе оправдание, почему ты задачу не решил, гораздо важнее, чем найти решение задачи. Вот я очень хочу, чтобы итогом всех изменений в системе образования стала школа, в которой детей учат РЕШАТЬ, то есть находить решения задач, которые перед ними ставит жизнь, а не находить себе оправдания, почему ты эту задачу не решил. Я думаю, что вопрос Татьяны, а если честно, то я думаю, что это пожелание Татьяны, а не вопрос, в общем-то о том же - что результат образования - это ответственность человека перед самим собой, перед семьей, перед обществом, перед государством за то, как он сумел организовать свою жизнь. А не наоборот. И если это станет массовым явлением в школах, то места для многих вопросов, прозвучавших сегодня, в нашей жизни просто не останется.

Спикеры

  • Исаак КалинаМинистр Правительства Москвы, Руководитель Департамента образования города Москвы