О медиагруппе |Продукты и услуги
Онлайн конференция

Команда «КАМАЗ-мастер» отправляется на ралли «Дакар-2008»

5 января 2008 года в Лиссабоне стартуют 30-е ралли «Дакар», которые финишируют 20 января 2008 в Дакаре. Во время конференции, посвященной участию команды «КАМАЗ-мастер» в соревнованиях, гости ответили на вопросы, касающиеся подготовки команды и автомобиля, техническом, медицинском и информационном обеспечении ралли. Участники конференции: - руководитель команды, пятикратный победитель ралли «Дакар» Семен ЯКУБОВ; - пилот, победитель ралли «Дакар» Фирдаус КАБИРОВ.

 

ответы на вопросы

 

1. Мария , Москва : У меня чисто женский вопрос. А как вы относитесь к тому, что Новый год каждый раз приходится встречать вне дома?

Семен Якубов: Новый год – это семейный праздник и, безусловно, хотелось бы его отмечать в кругу семьи. Но, это наша работа, и за эти долгие годы мы уже 20 лет как не имеем такой возможности. Мы нашли другие способы. Встречаем новый год в составе команды. Это тоже происходит весело, хотя и мало времени уходит, поскольку сразу после того, как мы встретим новый год по российскому времени, мы через несколько часов выезжаем на линию старта.


 

2.  Игорь , Самара : А если сравнивать Вашу работу и штурмана гоночного болида, в чем разница? И кому сложней?

Семен Якубов: Если я правильно понял, гоночный болид, если речь идет о классическом ралли, то наша работа отличается тем, что в классическом ралли штурман неоднократно проезжает трассу и записывает легенду под диктовку пилота, и они уже на время проезжают знакомый маршрут. Нам же выдают легенду поздно вечером, после финиша очередного скоростного участка, и рано утром на следующий день мы стартуем с легендой, то есть с описанием маршрута, который мы ни разу не проезжали. В этом и сложность. Мы едем с листа по легенде, ну, будем говорить, не подробно прописанной, а весьма условной. И, если у раллистов в классическом ралли никогда не встречается направления движения в градусах, то у нас это практически постоянно.


 

3. Андрей : Какую зарплату получат за "Дакар-2008" соответственно гонщики, штурманы и механики команд?

Семен Якубов: Зарплату получают и гонщики, и штурманы, и механики, и такую, какую определил им завод. Мы, работники завода, и получаем зарплату, как и все.


 

4.  Евгений Новиков , Москва : Какое действие голод оказывает на внимание и скорость реакции водителя? Что и с какой периодичностью едят пилоты ралли "Дакар"?

Семен Якубов: Голод мы практически не испытываем, мы хорошо питаемся и вечером, и утром. Практически каждый день мы готовим сами себе еду, она более адаптирована к нашим организмам. А что касается меня, то напряжение в процессе гонки такое, что там, во-первых, и некогда есть, а, во-вторых, тот пакет дневной, который нам дают, он состоит из сладкого шоколада для поддержания тонуса организма, ну, его есть, это много пить воды, а что такое пить воду за рулем, когда нельзя останавливаться, это любому понятно.


 

5. Наталья , Москва : Честно говоря, не знаю, насколько мой вопрос актуален для вашей команды, все-таки есть разница между управлением, пусть и усовершенствованным, но КАМАЗом, и простенькой легковушкой. Но все же, мне, мне, как и многим другим жителям большого мегаполиса, очень много времени приходится проводить за рулем. Естественно затекают ноги, спина, глаза устают. Вам знакома эта проблема? И как с этим бороться?

Фирдаус Кабиров - команда "КАМАЗ-мастер"Фирдаус Кабиров: То, что касается, почему затекают ноги и спина, вопрос даже не медицинский, а чисто водительский. Необходимо правильно выбрать посадку в автомобиле. Если ты очень долгое время проводишь за рулем, то очень важно посадку выбирать. И многие просто не знают, каким образом выбирать эту посадку. Тут нужны советы специалистов или книги для спортсменов, такие, как Эрнста Сергеевича Цыганкова. На первых же страницах его книги написано, как расположить себя, на каком уровне должен быть руль, педали и так далее.
То, что глаза устают, это тоже понятно, в условиях мегаполиса это неизбежно. Существует гимнастика для глаз, если только глаза просто устают. Скажем, глазами по кругу поводить или по квадрату, четко очерчивая. Это немножко разминает. А, в принципе, чтобы избежать вот этих всех проблем, то могу сказать, что по теории Сергея Бубновского каждый человек в неделю хотя бы три раза должен посетить спортзал, хотя бы минимум на 40 минут. И каждый день человек должен пройти пешком 5 километров, или пробежки сделать. Вот тогда будет все нормально, и самочувствие и все остальное.


 

6. Григорий , Санкт-Петербург : Возможно ли как-то присоединиться к команде на будущий год и проехать весь маршрут? В качестве помощника или просто туриста. За свой счёт.

Семен Якубов: Невозможно. И для того, чтобы понять, что это такое, необходимо прочитать регламент гонки, нужно выйти на сайт Дакара и почитать то, что там написано. Это очень долго объяснять, условий очень много и много условностей. Я советую выйти на этот сайт.


 

7.  Вадим , СПб : Какие усовершенствование претерпел КАМАЗ-4911. Расскажите поподробнее, пожалуйста!

Семен Якубов: Мы применяем автомобиль не 4911, а 4326, по новому регламенту мы должны поменять марку автомобиля для того, чтобы серийность его была выше, так как это записано в регламенте. С регламентом можно ознакомиться также на сайте Международной автомобильной федерации. Мы провели эту работу и сегодня автомобиль другой. Хотя решения, которые на нем приведены, они во многом соответствуют тому, что 4911. Главные изменения, которые получил автомобиль, это смещение двигателя на 400 мм назад в соответствии с новым регламентом и применение новой подвески, над которой мы несколько лет работали, она значительно улучшила плавность хода. Пожалуй, это основное, что применено на автомобиле.


 

8. Анатолий , Набережные Челны : С какими случаями сталкивается как врач команды в процессе гонки?

Семен Якубов: Сталкивается Бубновский со случаями усталости и тяжелыми травмами – это сотрясение мозга, это переломы, это травмы позвоночника. В основном, эти вопросы. Ну и, естественно, ежедневно он занимается профилактикой тех изменений организма, которые происходят каждый день с членами экипажа.


 

9. Алексей , Юбилейный : Добрый день! Будет ли экипаж Чагина участвовать в юбилейном Дакаре?

Семен Якубов: Да, его экипаж, с небольшими изменениями, будет участвовать в юбилейном Дакаре. Вместо Якубова штурманом едет механик Савостин, который уже много гонок проехал как штурман и подготовлен в этом плане. А механиком едет Эдуард Николаев, тоже уже многократный участник этапов чемпионата России, и как механик выезжал на Дакар, и даже в прошлом году он в составе экипажа Мардиева был на второй ступеньке пьедестала.


 

10.  Евгений , Владивосток : Изменился ли список техники, участвующей в гонке? Спасибо!

Семен Якубов: Список практически не изменился. Все конкуренты, какие были, но уже на усовершенствованных автомобилях также появятся и в этом году.


 

11. Михаил , Новосибирск : Как самочувствие вашего коллеги Сергея Савостина? Хочется пожелать всем вам, и ему особенно, всего самого наилучшего в новом Году!

Семен Якубов: Спасибо за пожелания. Самочувствие Сергея Савостина значительно лучше, чем было, хотя нельзя сказать, что он восстановился до конца. Он готов ехать, считает, что он уже в состоянии в экипаже преодолеть этот маршрут.


 

12. Злата , Питер : Добрый день! Осталось ли у сына Чагина увлечение автомобилями?

Семен Якубов: Да, его сын продолжает заниматься, и не только автомобилями. Он занимается и снегоходами, и квадроциклами, и всем тем, до чего у него есть доступность. Отец ему всячески в этом деле способствует, однако у парня появились очень серьезные способности художника – этим он тоже занимается, но уже под патронажем мамы.


 

13.  Федор , Казань : Как продвигается работа над двигателем Евро-4, приблизился ли КАМАЗ к европейским стандартам?

Семен Якубов: Евро-4 на КАМАЗе существует реально, продаются автомобили с таким двигателем – и за рубеж, и в России. Европейские стандарты КАМАЗ выполняет, хотя не все модели, только те, которые экспортируются. Если речь идет о спорте, то в регламенте нет упоминания о соответствии двигателя каким-то нормам евро, хотя очень строго прописывается дымность автомобиля. Спортивный КАМАЗ подготовленный к этой гонке, полностью соответствует требованиям дыма. Там применены серьезные элементы защиты, точнее, очистки дыма от твердых частиц. И двигатель претерпел изменения, он стал более чистым.


 

14.  Янковская , Казань : Как Вы можете оценить подготовку нашей команды к ралли? Спасибо!

Семен Якубов: Я оцениваю подготовку команды с оценкой не хуже, чем в прошлом году.


 

15.  Петр Еникеев , Москва : Изменился ли маршрут гонки? Не возникло ли каких-то проблем в административными органами, с населением?

Семен Якубов: Никаких проблем, насколько мы знаем, не возникло. Маршрут гонки изменился и значительно. Мы знаем его только примерно, безусловно, без всяких подробностей. Подробности будут выдаваться каждый день.


 

Семен Якубов - команда "КАМАЗ-мастер"16. Андрей Николаев , Москва : Дакар - это гонка на скорость. А как помогает команда? Человеческий фактор играет большую роль? Спасибо!

Фирдаус Кабиров: Да, на самом деле. Поскольку Дакар – это гонка на скорость, очень высока цена каждой секунды. Поэтому все зависит от слаженности экипажа, от работы, от профессионализма каждого. Зависит не только от водителя, у которого руль в руках, но и от того, как быстро сообразит и правильно покажет дорогу штурман. И от того, как сработает и механик, который, находясь в гонке, не просто ремонтирует машину на биваке, а еще у него есть элементы управления автомобилем – подкачкой, и штурману помогать, и так далее. А что касается всей команды, естественно, подготовка и ремонт на биваке полностью сказывается на скорости езды на следующий день. Если машина качественно подготовлена – можно быстро и уверенно ехать. Если будут поломки, значит, скорость будет теряться.


 

17.  Анна , Санкт-Петербург : Гонка проходит в африканских условиях, непривычных для жителя средней полосы. Как готовят спортсменов для столь непривычных условий?

Семен Якубов: Во-первых, мы пользуемся и методикой Бубновского, что позволяет значительно повысить ресурс организма, поднять фактор выносливости. Методика позволяет поддерживать силы в организме даже в самых тяжелых африканских условиях. Подготовка идет и в спортивном зале, и на выездах на соревнования, например, такие, как Эмираты, где на гонке «Вызов пустыни» мы находимся в очень тяжелых температурных условиях и преодолеваем очень тяжелые пески.


 

18.  Анатолий , Калуга : Как финансируется российская команда? Спасибо!

Семен Якубов: Команда финансируется, в основном, КАМАЗом, но и привлекаются средства бюджета Республики Татарстан.
Кроме того, у нас большое количество спонсоров, которые также непосредственно участвуют в финансировании команды, а также в поставке деталей и узлов в виде поддержки.


 

Информационные спонсоры ралли «Дакар» при участии команды «КАМАЗ-мастер»19. Ирина , Москва : Как будет освещаться гонка для российских болельщиков?

Семен Якубов: Гонка будет освещаться по телеканалу «Россия-Спорт». И в газетах, имеющих отношение к спорту, а также по радиоканалам.


 

20.  Владимир Дмитряк , Дмитров : Сколько техников обслуживают команду? Какие поломки обычно случаются на трассе?

Семен Якубов: Команду обслуживают техники с расчетом два человека на каждый боевой автомобиль, плюс инженер, занимающийся двигателями, и инженер по электронным системам.


 

21. Юлия , Москва : Сначала хочу Вам пожелать удачи в Новом Году!!! Вы будете участвовать уже не в первой гонке. Что для Вас самое сложное в гонке?

Фирдаус Кабиров: Что сложнее всего в гонке. Я думаю, что в гонке сложнее всего преодолевать технические поломки и последствия из-за этих поломок. Они выводят из нормального ритма езды экипаж, и это, на самом деле, самое сложное.


 

22.  Николай Иванович , Тула : Увеличилось ли количество заявок от российских спортсменов на участие в гонках? Как проходил отбор?

Семен Якубов: Да, увеличилось количество спортсменов. Едут спортсмены в большем количестве на легковых автомобилях, и появились мотоциклисты. Опять появились мотоциклисты. Вы можете посмотреть это внимательно на сайте организаторов Дакара, которые сегодня уже опубликовали весь список участников.


 

23. Севастьянов Михаил , Омск : Как изменилось техническое оснащение гонок? Я имею в виду техническую помощь, вспомогательное оборудование и так далее.

Семен Якубов: Техническое оснащение гонок меняется, и появляются такие приборы, как "Сантинель", который позволяет в онлайне отслеживать каждый автомобиль. Если раньше мы применяли их только на отдельных автомобилях, то сейчас все должны быть в обязательном порядке ими оснащены.
А что касается вспомогательного оборудования, то здесь каждый участник имеет право взять с собой любые приборы и оборудование, инструменты, которые он посчитает нужным. Но это, как правило, вес, а вес мешает участникам. Поэтому берут только элементарные приборы, которые необходимы «на вдруг» использовать во время какой-то поломки на трассе.


 

24. Вера Тернова , Москва : Как будет проходить старт нашей команды? Приехала ли с вами группа поддержки?

Семен Якубов: Старт торжественный в Москве будет, конечно же, с группой поддержки. Приезжайте, мы с удовольствием приглашаем всех, кто желает участвовать в этом. С 11 часов дня на Васильевском спуске будут остановлены автомобили, торжественные процедуры с часу до двух. Будет очень интересно, уверяю вас, приходите.
А что касается Лиссабона, то немножечко затруднено, поскольку это очень далеко от нас. Хотя, на каждом старте гонки присутствует группа поддержки из людей, которые живут близко или туристы, приезжающие сюда, и их достаточно большое количество.


 

25. Жека , Кировоградская обл., п.г.т. Компанеевка : Возможно ли подобный изготовить автомобиль подобный к КАМАЗ-4911 в домашних условиях? По виду вроде почти все детали от обычных КАМАЗов, только ручной сборки. Удачи Вам Ребята, Украина за Вас, особенно Компанеевка!!! Жаль, что информация о Вас есть только в интернете, а по телевизору почти ничего не рассказывают.

Семен Якубов: Изготовить автомобиль в домашних условиях нельзя. Это одно из условий, которые ставят организаторы – автомобиль должен быть изготовлен в заводских условиях, поскольку для грузовиков категории Т-4 распространяется правило, что автомобиль должен быть СЕРИЙНЫМ. Вы можете купить этот автомобиль – и, пожалуйста, - вы на нем выступаете. Ничего нового… туда вносить категорически запрещено.
Спасибо Украине! Особенно Компанеевке!


 

26. Дима Паршин , Москва : Как осуществляется связь с участниками гонки? Следуют ли за ними машины техники, врачи или ждут их в точках маршрута?

Семен Якубов: Связь с участниками гонки осуществляется только на биваках, а в процессе соревнований со скоростного участка запрещена связь. Если участник достает разрешенный возить в кузове спутниковый телефон и выходит на связь, то он автоматически выбывает из гонки – возить в кабине телефон категорически запрещено.
Техники машин другой категории, кроме как Т-4, не появляются на трассе. Это запрещено. Врачи едут на машинах организаторов, несколько автомобилей распределены по трассе в движении так, чтобы они на медленной скорости сопровождали всю гонку и могли оказать необходимую помощь. Это, как правило, оборудованные джипы, но есть еще и вертолеты медицинские, которые также дежурят по трассе, чтобы оказать необходимую помощь. В точках маршрута есть медицинская помощь, но это точки прохождения – так называемые СП.


 

27. Михаил , Москва : Под Тарфаем был случай, когда на машине Фирдауса Кабирова вышло из строя сцепления и машина отстала от каравана. Организаторы сняли с себя ответственность за жизнь экипажа и добровольцы во главе с Семёном Семёновичем эвакуировали повреждённую машину в пыльной буре через минное поле. Кто были эти 5 человек?

Семен Якубов: Был такой случай, когда машина встала, но это была машина Московских. И мы, действительно, ее тогда выручали. Была поломка двигателя, была пыльная буря, и туда выезжали… Тогда были с нами – был я, был Квачов, Мясоедов, Савостин, Бурыкин – пять человек. Вот все.


 

28. Женя : Мне не понятно: старт из Лиссабона, финиш в Дакаре. Уже какой год - одна и та же трасса. Вы ее знаете хорошо. Пусть это даже трудная трасса, но ведь знакомая! Или каждый год происходит изменение участков трассы? Когда тогда команды получают "путевой лист"? Известно ли заранее, каким будет маршрут?

Семен Якубов: Трасса всегда разная и незнакомая. Мы не попадаем на те же самые участки, организаторы не допускают повторение участков. Но даже если порой и пересекаем что-то то, где когда-то были, то могу сказать, что пустыня меняется не только каждый год, она каждый день разная. Заранее мы никогда не знаем. Да, правильно говорит Фирдаус, запомнить трассу просто невозможно, и особенно в режиме гонки – пески... Понять, что эта дюна была и в прошлом году – это просто не реально.


 

29. Колобевич Аня , Волгоград : А может ли команда сбиться с маршрута и... заблудиться?

Семен Якубов: Может. И это часто бывает.


 

30. Санек : А появилась ли у команды своя песня все-таки?

Семен Якубов: Да, у нас есть несколько песен. Есть болельщики талантливые и профессиональные, которые пишут песни о том, как борется команда. Выходите на наш сайт, там это есть, можете посмотреть. Нам нравится – может быть, и вам понравится. Очень хотелось бы.


 

31. Павел Рубцов , Ульяновск : Каково обычно соотношение стартовавших и финишировавших?

Семен Якубов: Соотношение бывает самое разное. Минимально, по-моему, было процентов 30. От 30% до 60% соотношение стартовавших и финишировавших.


 

32. Алексей Гавва , Люберцы : По какой причине пришлось отказаться от мостов фирмы Sisu?

Семен Якубов: Мы провели серьезные испытания, и есть небольшое несогласование дисковых тормозов и конструкции мостов Sisu. Мы продолжаем эту работу. Надеюсь, что в ближайшем будущем мы сможем решить эти технические вопросы. Они оказались очень серьезными.


 

33.  Анна , Москва : Как вы оцениваете шансы российской команды по сравнению с другими участниками ралли?

Семен Якубов: Шансы у нас ничуть не меньше, чем у других. Но и сегодня сказать, что больше, вряд ли кто решится.

Завершающее слово:
Семен Якубов: Большое вам спасибо за то, что вы проявляете интерес к нашей работе. Действительно, есть очень много нового, и нам приятно, что такое большое количество вопросов. Всегда, когда мы выезжаем, мы помним о том, что за нас болеют. И чем больше вы болеете и, особенно, даете нам об этом знать, тем нам легче бывает в этих трудных условиях. С наступающим Новым Годом! Счастья и здоровья вам и вашим близким. Успехов и удачи в спорте или в любимом деле, которым вы занимаетесь.