О медиагруппе |Продукты и услуги
Онлайн конференция

Союзное строительство и работа Парламентского Собрания в 2008 году

На вопросы, касающиеся строительства Союзного государства и деятельности Парламентского Собрания в 2008 году ответил заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, член Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике Александр Михайлович БАБАКОВ.
Ответы на вопросы
Николай Новичков:

Как Вы оцениваете изменения в Конституции РФ с точки зрения необходимости заключения Конституционного акта Союзного государства? Идут они на пользу интеграции или нет?

Александр Бабаков:

Александр  Бабаков - заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России

Начнем с того, что изменения в Конституцию Российской Федерации, которые еще не получили окончательного завершения, но, надеюсь, до конца года получат, они касаются сроков народно избираемых институтов власти Президента и Парламента, и контроля Парламента над деятельностью Правительства. Потому, мне кажется, это назревшие уже давно вопросы. По ним даны достаточно серьезные содержательные комментарии. И я могу лишь добавить, что в данном случае речь идет о реакции на формирование серьезной политической системы внутри страны, на взросление политической системы, на подчеркивание развития демократических процессов на местах и, как необходимость, закрепление этого развивающегося института, института президентства и развивающегося института парламентаризма Конституции, предоставляя большие возможности временные для реализации тех задач, которые стоят перед страной. И, думаю, что это как раз идет на пользу интеграционным процессам, поскольку я наблюдаю уже не первый год, как в Союзном государстве, именно в Парламенте России и Беларуси происходит смена государственного корпуса. И если мы говорим об увеличении формальном сроков, то уже одно это на пользу, потому что люди будут иметь больше возможностей, временных, опять же, возможностей сосредоточиться на проблемах, которые ставятся перед Союзным государством и совместным Парламентом. И, что самое главное, это позволит уже планировать деятельность, в том числе, союзного государства на более отдаленную перспективу. Но это формальная сторона. Реальная, содержательная часть влияния изменений, принимаемых в Конституцию Российской Федерации связано с тем. Что мы имеем возможность более углубленно подойти к задачам, которые стоят перед Союзным государством. А мы знаем, что и перед Беларусью, и перед Российской Федерацией стоят сложнейшие задачи и в экономической, и в социальной, и в политической сферах. И я когда-то комментировал и говорил о том, что даже опыт Российской Федерации в области реформы в энергетике, в области подхода к реформе местного самоуправления показал, что срок 3 года, 5 лет и даже 9 лет – это как раз те сроки, которые нужны сегодня любому государству, и особенно России и Беларуси, для того, чтобы попытаться реализовать это достаточно эффективно и выгодно для наших граждан. Поэтому, увеличение сроков, это ответ на требование времени. И, думаю, что эти изменения как раз и будут способствовать, в том числе, интеграционным процессам.

Ступова Елена:

Возможно ли полноценное объединение Беларуси и России в единое государство?

Александр Бабаков:

Да, создание Союзного государства предполагает полноценное объединение двух наших государств. Судите сами. Конституционный Акт Союзного государства по сравнению с Договором о создании Союзного государства (на основании которого сейчас действует Союзное государство) будет регулировать многие вопросы. Например, будут провозглашены основные права и свободы граждан Союзного государства, определен перечень социально-экономических прав, включены дополнительные гарантии равных прав граждан Союзного государства

Эмилия Назаренко:

Почему до сих пор не принят Конституционный Акт?

Александр Бабаков:

Договором о создании Союзного государства определена достаточно сложная процедура принятия данного документа. Она содержит несколько этапов: 1) Проект Конституционного Акта должен быть разработан сторонами и по предложению Высшего Государственного Совета направлен в Парламент Союзного государства (его функции в данное время исполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России) для рассмотрения. 2) После того как проект будет одобрен, он направляется президентами двух наших государств на рассмотрение национальных парламентов Беларуси и России. 3) После одобрения национальными парламентами Конституционный Акт выносится на референдумы в государствах-участниках Договора о создании Союзного государства. 4) После одобрения Конституционного Акта на референдумах государства-участники вносят необходимые дополнения и изменения в свои конституции. Но, необходимо отметить, что такая процедура принятия Конституционного Акта оправдана и необходима для того, чтобы данный документ в максимальной степени учитывал суверенные права и интересы российского и белорусского народов. В этой связи напомню, что с 2003 года работает российско-белорусская комиссия по подготовке проекта Конституционного Акта Союзного государства. Проект Конституционного Акта подготовлен и неоднократно дорабатывался с привлечением лучших экспертов-юристов обоих государств, проанализировано свыше 140 замечаний и предложений членов комиссии. В результате работы были внесены поправки в преамбулу и статьи данного документа. В целом, проект Конституционного Акта Союзного государства признан комиссией юридически проработанным. В скором времени будет представлен на рассмотрение Высшего Государственного Совета Союзного государства.

Семен Яковенко:

Кто возглавит Союзное государство?

Александр Бабаков:

Об этом говорить еще рано, представляется, здесь возможны коррективы, которые внесет жизнь, в том числе по кандидатуре главы Союзного государства. Но, поскольку решение данной проблемы лежит в политической плоскости, Комиссия по подготовке проекта Конституционного Акта полагает, что эта проблема должна быть рассмотрена на заседании Высшего Государственного Совета. В настоящее время высшим органом Союзного государства является коллегиальный орган — Высший государственный Совет. В его состав входят главы государств, правительств, а также руководители палат парламентов государств-участников. Сегодня, должность Председателя Высшего Государственного Совета занимает на ротационной основе Александр Григорьевич Лукашенко. Возможно, такая же договоренность будет прописана и в Конституционном Акте.

Звягинцев Иван:

Какие преимущества получают Беларусь и Россия от экономической интеграции?

Александр Бабаков:

Главное преимущество это формирование общего рынка труда и капитала, устранение возможных барьеров на пути их движения. Экономическое сотрудничество дает возможность восстанавливать и создавать новые технологические связи предприятий Беларуси и России. Благодаря этому, оживляются отдельные отрасли производства, появляются новые рабочие места, появляется возможность производить отдельные виды качественной продукции по ценам ниже мировых.

Ольга:

Когда мы избавимся от очередей на границе?

Александр Бабаков:

Ситуация с очередями на границе улучшается год от года, так как современная инфраструктура таможенных терминалов, обустроенных в рамках реализации союзных программ способна обеспечить надлежащую обработку огромных транзитных потоков товаров, следующих как в Россию, так и в страны СНГ. На территории Республики Беларусь уже работает 8 таможенных терминалов и, как следствие, пропускная возможность увеличилась за последние несколько лет с 7 тыс. до 20 тыс. автомобилей в сутки. Вообще, опыт показывает, что организация работы таких пунктов на границе благоприятно влияет на развитие торговли и экономик Беларуси и России, привлекает международных перевозчиков, пассажиров и, безусловно, придает импульс для международных инвестиций.

Солнцев В.К.:

За счет чего растет бюджет Союзного государства?

Александр Бабаков:

Основными источниками средств бюджета Союзного государства являются долевые взносы государств-участников. Кроме того, в доходную часть бюджета поступают процентные платежи по предоставленным кредитам для исполнения некоторых союзных программ, а также средства от реализации продукции Телерадиоорганизации Союзного государства. За 12 лет функционирования Союзного государства (включая период Сообщества и Союза) его бюджет вырос более чем в семь раз и превысит в 2009 году 5 млрд. российских рублей. Этот рост обусловлен укреплением интеграционных связей и, соответственно, увеличением числа совместных программ и мероприятий. Хочу отметить, что завершение процедур по ратификации соглашения о союзной собственности приведет к возможности достаточно весомо пополнить доходную часть бюджета Союзного государства.

Ольга:

Что такое союзное государство?

Александр Бабаков:

Заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России - Александр Бабаков

Союзное государство, это результат доброй воли нардов наших двух государств. И пока еще мы находимся на этапе формирования этого союзного государства. Но мы уже сделали очень многое. И меня как экономиста очень радует, что у Союзного государства есть уже не просто бюджет, а уже есть все необходимо для того, чтобы появилась союзная собственность. Она фактически существует, она еще не получила оформление, я думаю, что это произойдет в ближайшее же время. А когда у субъекта появляется собственность, это означает, что экономическая жизнь начинает получать не просто юридическое признание, а еще получает все необходимые основания для того, чтобы способствовать развитию этого Союзного государства. Одно дело, когда бюджет формировался, он до сих пор формируется за счет взносов двух государств. Другое дело, когда сама собственность, то есть то, что принадлежит Союзному государству, работает на это Союзное государство, и, соответственно, доходы, ну и расходная часть, являются предметом первоочередного внимания Союзного государства. И вот наличие собственности в Союзном государстве, это основа развития Союзного государства на ближайшие годы. Потому что сегодняшний бюджет 5-миллиардный, в рублях это цифра достаточно большая по сравнению с предыдущими периодами, но совершенно недостаточная для того, чтобы обеспечить переход к полноценному оформлению этого Союзного государства. Поэтому эти шаги необходимы, но хотелось бы, чтобы они были не просто эффективными, но и достаточно быстрыми.

Кричевский Дмитрий:

На что в первую очередь выделяют деньги в Союзном государстве?

Александр Бабаков:

Средства бюджета, прежде всего, направляются на финансирование совместных программ и мероприятий, приблизительно 95% бюджета Союзного государства. В бюджете на 2009 год, который приняли наши парламентарии на 34 сессии, предусмотрено финансирование около 40 программ и мероприятий. Что касается распределения по направлениям, то, например, финансирование предусматривается по таким важным направлениям, как промышленность, энергетика, строительство, транспорт, связь, информатика. Предусматривается около 20% расходов бюджета на финансирование социальной политики, на развитие здравоохранения, образования, культуры, на решение вопросов связанных с экологией и ликвидацией чрезвычайных ситуаций. Появились расходы, связанные с решением общих задач по обороне и безопасности, около 400 млн. рублей в среднем в год вкладывается в обустройство внешней границы Союзного государства. От 500 до 600 млн. рублей выделяется на военно-техническое сотрудничество. Около 300 млн. рублей вкладывается в создание таможенной инфраструктуры. Продолжается финансирование мероприятий по преодолению последствий чернобыльской трагедии, оздоровлению ветеранов войны и инвалидов, учащихся суворовских училищ и т.д.

Олешич:

Что может сделать Союзное государство для повышения благосостояния граждан Беларуси и России?

Александр Бабаков:

Социальная составляющая Союзного государства растет из года в год. За последние несколько лет проведена значительная работа, которая не может не отразится на благосостоянии граждан наших дружественных государств. Вы, наверное, знаете, что президентами Беларуси и России был межгосударственный Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения. Между странами существует ряд соглашений, в том числе об обеспечении равных прав граждан Беларуси и России на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях наших стран, совершенствуется миграционная политика. Подписаны соглашение о порядке оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Беларуси и России, а также соглашение о развитии сотрудничества в области производства и взаимопоставок лекарственных средств. Ведется работа по унификации налогового, таможенного, гражданского и хозяйственного законодательства. Другое дело, что граждане и работодатели слабо информированы о взаимных правах и обязанностях, оговоренных в нормативных актах в рамках Союзного государства.

Геннадий Бросков:

Союзное государство оказывает какую-нибудь поддержку инвалидам и участникам ВОВ? Мой дедушка – ветеран войны может ли он рассчитывать на помощь Союзного государства?

Александр Бабаков:

Поддержка инвалидов и участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц – это одно из важнейших направлений социальной политики Союзного государства. В рамках оказания социальной поддержки ветеранам ВОВ, прежде всего, из бюджета Союзного государства выделяются средства на организацию санаторно-курортного лечения. Так за период с 2003 по 2007 год свыше 2000 ветеранов из различных регионов и областей Российской Федерации и Республики Беларусь отдохнули и получили лечение в лучших специализированных лечебно-оздоровительных санаториях Беларуси и России. Кроме того, в 2008 году из бюджета Союзного государства было выделено свыше 35 млн. российских рублей на реализацию таких проектов. Ваш дедушка может обратиться в Комиссию Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам или Постоянный Комитет Союзного государства с просьбой оказать помощь в получении путевки в специализированный лечебно-оздоровительный санаторий Беларуси или России. Как я уже сказал, в бюджете Союзного государства на социальную поддержку и организацию санаторно-курортного лечения инвалидам, участникам ВОВ и приравненных к ним лиц предусмотрено выделение денежных средств. Ваше обращение будет рассмотрено и направлено в органы исполнительной власти. Уверен, Ваш дедушка может рассчитывать на то, что вопрос будет решен положительно.

Ирина Людог:

Привлекают ли молодежь к Союзному строительству?

Александр Бабаков:

Безусловно, привлекаем. Без участия молодежных общественных объединений невозможно эффективное взаимодействие наших государств. Вот уже третий год для молодежи Беларуси и России Парламентское Собрание проводит фестиваль «Молодежь – за Союзное государство». В 2006 году фестиваль прошел в г. Анапа, а в 2007 и в 2008 годах в г. Ростов-на-Дону. Название фестиваля говорит само за себя. Особое внимание в нашем Союзном государстве уделяется подрастающей смене защитников Отечества. С 2007 года проводится гражданско-патриотическая смена для учащихся кадетских школ-интернатов и суворовских военных училищ Беларуси и России. Хочется отметить, что численность участников смен растет. Это в первую очередь круглые сироты и дети военнослужащих, погибших или получивших инвалидность при исполнении воинского долга.

Як Даниил:

Православная церковь Республики Беларусь относится к Русской Православной Церкви?

Александр Бабаков:

Православная Церковь в Республике Беларусь относится к Русской Православной Церкви и имеет свыше 20 епархий, объединяющих приходы и монастыри на территории областей Беларуси. Управляет ими Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

Елена:

Какой язык в Союзном государстве будет считаться официальным государственным языком?

Александр Бабаков:

Официальными языками Союзного государства являются государственные языки стран-участников. В качестве рабочего языка в органах Союзного государства используется русский язык. Хочу отметить, что Республика Беларусь – первое государство на территории бывшего СССР, где русский язык был признан государственным наряду с языком титульной нации.

Игорь Чорбу:

Почему страны Запада противодействуют созданию Союзного государства?

Александр Бабаков:

Александр  Бабаков - заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России

Процесс единения Беларуси и России происходит в условиях дальнейшего обострения геополитического противоборства в мире. В этом контексте любые попытки к сближению и объединению вокруг России бывших советских республик встречают со стороны Запада жесткое противодействие. Важнейшее значение в геостратегических планах Запада придается недопущению союза славянских государств. Нынешняя стратегия противников формирования Союзного государства направлена не только на то, чтобы не допустить усиления позиции православно-славянской цивилизации и воссоздания Российского историко-культурного региона, но и содействовать окончательной дезинтеграции бывших советских республик, созданию предпосылок для расчленения Российской Федерации. Считаю, что в современной международной обстановке геополитическая значимость союза в еще большей степени возрастает. Скорейшее становление и развитие Союзного государства будут способствовать созданию условий для формирования многополярного мира, обеспечению стабильности и безопасности в мире.

Вера Крюкова:

Какие международные силы препятствуют процессу белорусско-российского объединения?

Александр Бабаков:

Любые попытки сближения и объединения народов бывшего СССР встречают жесткое противодействие США и их ближайших союзников. Все годы становления Союзного государства осуществляется его целенаправленная дискредитация в глазах мировой общественности. В первую очередь это касается Беларуси, в отношении которой предпринимаются беспрецедентные шаги по дискриминации ее политического и экономического курса, осуществляется постоянное давление на руководство суверенной республики. Кроме того, Запад оказывает политическую, финансовую и информационную поддержку белорусской оппозиции. В России также есть политические силы, которые публично редко осмеливаются выступать против единения братских народов, но при этом тесно координируют свои действия с представителями белорусской оппозиции.

Андрей Беспалов:

Является ли Союзное государство конкурентом Содружеству Независимых Государств?

Александр Бабаков:

Нет, не является. Наоборот, среди основных направлений внешнеполитической деятельности Союзного государства можно выделить проведение согласованного курса на укрепление взаимовыгодных отношений с странами участниками Содружества Независимых Государств. Более того, Союзное государство развивает всесторонние связи с бывшими республиками СССР в рамках СНГ и ЕврАзЭС. Мы хотим обеспечить признание Союзного государства всем мировым сообществом, и, нужно отметить, что Союзное государство открыто для вступления в его состав других государств. Вообще, взаимодействие в международной сфере по военным и пограничным вопросам, включая реализацию международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений, участие в борьбе с международным терроризмом и распространением наркотиков, участие в обеспечении стабильности и безопасности на Евразийском континенте и в мире является приоритетом внешней политики Союзного государства.

Ананьев Борис:

Возможно ли расширение Союзного государства?

Александр Бабаков:

Да возможно, и это вызывает особую тревогу Запада, который понимает, что присоединение, например Украины к Союзному государству неизбежно приведет к созданию мощного, способного к противодействию геополитического образования и поэтому мы видим, что творится в Украине сейчас. Предпринимаются целенаправленные действия, мешающие сближению Беларуси, России и Украины и созданию единого государства. Союзное государство (особенно, если к России и Беларуси присоединится Украина) вполне способно выступить центром формирования на Востоке Европы единого, эффективно развивающегося экономического и политического субъекта — подобно Евросоюзу на Западе. Но реализация этого плана зависит, прежде всего, от того, насколько сильным и влиятельным станет Союзное государство в ближайшем времени. Очевидно, что в современной международной обстановке Союзное государство может стать уникальным механизмом реального взаимодействия стран, способным обеспечить им выход из нынешнего кризисного состояния, существенно повысить их роль в международной политике, восстановить историко-культурную общность братских народов. И сегодня успехи в строительстве Союзного государства оказывают положительное воздействие на весь процесс интеграции, создают предпосылки для дальнейшего сближения бывших республик СССР.

Марина:

Кавказские республики могут вступить в Союзное государство?

Александр Бабаков:

А почему бы и нет? Это дело времени и волеизъявления народов этих стран.

Крапивцев Юрий:

2008 год — год выборов глав государств не только в России. Участвуют ли представители Парламентского собрания в качестве наблюдателей на выборах?

Александр Бабаков:

Я представлял группу наблюдателей именно союзного Парламента на выборах в Беларуси, и могу сказать, что меня позитивно удивили те процессы, которые сегодня происходят, потому что я увидел высокую организацию самого избирательного процесса. Я увидел, что граждане Беларуси совершенно добровольно, спокойно, уверенно пришли на избирательные участки и отдали свои голоса, даже не сомневаясь в том, что их мнение будет учтено. Это очень важно, потому что как раз позиция представителей различных западных институтов, она меня немножко поразила как раз негативно. Она была связана со следующим. Они сказали: «Мы не заметили серьезных нарушений, нас, в принципе, все устраивает, но вы не удивляйтесь, если наши выводы будут отличаться от того, что мы сейчас сказали в нашей беседе». И когда на пресс-конференции был задан вопрос, почему представители оппозиции не прошли в парламент, то многие комментировали достаточно аргументировано. Я бы хотел выделить лишь один аспект в этом комментарии, что граждане Беларуси удовлетворены не только текущим состоянием дел, не только своими доходами, но и тем, что делает государство для социального обеспечения и так далее. Я в этом убедился, когда лично посетил Заводской район Минска, где расположены несколько предприятий, которые эффективно работают, и которые свою продукцию отправляют во многие страны мира. И я не могу себе даже представить, что кто-то из граждан Беларуси, проживающих на территории Заводского района города Минска, встанет и скажет, что он призывает голосовать против всего этого и даже не понятно, к чему это он призывает. Для меня очевидно, что нынешнее состояние, конечно, оно, может быть, далеко от совершенства, но мы все хотим лучшего, чем есть. Но сегодняшний этап развития Республики Беларусь говорит о том, что страна динамично развивается. И многие наблюдатели в данном случае, им осталось фиксировать лишь уровень организации процесса и удовлетворяться тем, что все организовано очень хорошо, что никаких препятствий наблюдениям нет, да и самому процессу избирательному нет. И можно сказать, что мы были все удовлетворены. Поэтому представители порядка девяти организаций, наблюдавших за выборами, они все подписали один документ итоговый, потому что были единые в своем мнении, что нет никаких оснований подвергать сомнению легитимность выборов, прошедших в Республике Беларусь. Поэтому мы сделаем все возможное, чтобы представители нашего Союзного государства были приглашены и на выборы других институтов в других странах. И никаких проблем с этим не испытываем.

Желающий объединения:

Изменится ли статус Союзного государства после вступления других (третьих) стран?

Александр Бабаков:

В случае присоединения к Союзному государству новых субъектов изменяются порядок формирования, численный состав органов Союзного государства путем принятия закона Союзного государства о поправках к Конституционному Акту Союзного государства.

Вячеслав Полеванов:

Планируется ли создание единой армии Беларуси и России?

Александр Бабаков:

Планируется создание военной организации Союзного государства. Военная организация будет создаваться на базе военных организаций наших стран. Она предназначена для обеспечения обороны и безопасности Союзного государства и защиты жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.

Алла Юшина:

Как влияют западные СМИ на процесс становления Союзного государства?

Александр Бабаков:

Вообще, общая политика Запада – неприятие идеи строительства Союзного государства, так как трактуется как возрождение «былой российской империи». В этом противостоянии используется любой информационный повод, который может быть хоть как-то соотнесен с белорусско-российским контекстом, быть способом дискредитации. Из числа последних можно вспомнить недавно прошедшие выборы в Палату представителей Национального Собрания Республики Беларусь, планы размещения российских ракетных комплексов «Искандер» в Калининградской области. Весьма показательны, в данном случае, высказывания политиков США, которые заявляют, что «США не признают результаты референдума о создании Союзного государства Беларуси и России». К.Стюарт, которая до недавнего времени была послом США в Беларуси сказала, что «Штаты будут решительно возражать против организации любого союза двух государств». Однако надо отметить, что степень влияния западных СМИ напрямую и непосредственно, в первую очередь печатных, невелика. Связано это с ограниченным распространением западных СМИ на территории СНГ. Самый эффективный канал влияния – это заказные статьи материалы, выходящие в оппозиционных СМИ, как в России, так и в Беларуси. И поэтому очень часто именно они являются источником негативного влияния на процесс становления Союзного государства.

Кира:

Каковы основные результаты деятельности Парламентского Собрания в уходящем году?

Александр Бабаков:

Заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России - Александр Бабаков

Как я уже сказал, здесь несколько моментов. Во-первых, мы продолжили работу по подготовке необходимых документов для того, чтобы у Союзного государства юридически была оформлена собственность. Это ключевой момент, потому что результатом экономической деятельности рано или поздно должны быть все-таки не взносы участников, а должно быть и свое собственное производство, и продукты, которые являются результатом использования собственности в различных сфера – и промышленности, и сельского хозяйства, и науки, и образования. Поэтому юридическое оформление этих всех продуктов для нас крайне необходимо и важно. Второе. То, что мы увеличили и констатировали увеличение бюджета, планируемого на следующий год – около 5 миллиардов рублей, что семикратно превышает то, что было совсем еще недавно у Союзного государства. Третье, что мы понимаем сегодня – эффективность от ряда направлений. И вот, например, есть решение о переносе границ, вернее таможенных постов на внешние границы Беларуси. Для нас, для двух стран, которые участвуют сегодня в создании Союзного государства, это принципиальный вопрос, поскольку это снимает барьеры, существующие все еще на пути движения товаров, и обеспечивает большую прозрачность в схемах, с которыми сталкиваются таможенные органы двух государств. Следующим направлением принципиальным является продолжение работы, связанной с созданием равных условий для наших граждан и с точки зрения социального обеспечения, одинакового социального обеспечения или уровня одинакового в двух странах, а также создание необходимых условий, чтобы граждане наших государств не испытывали никаких проблем и с точки зрения миграционных процессов, трудоустройства и, как следствие, социального обеспечения в том или ном государстве. Это вопросы, которые связаны с ежедневным жизнеобеспечением любого человека, поэтому нам очень важно, что если мы фиксируем, что мы живем и делаем все возможное, чтобы наше союзное государство развивалось, все, что связано с повседневной деятельностью человека, должно быть предметом внимания уже не просто отдельно взятых государств, а уже органов, которым придан статус союзного.

Дмитрий:

Существует ли единая союзная граница? Благоустраивается ли она совместными усилиями союзных структур? Каков порядок охраны границы?

Александр Бабаков:

Что касается союзных границ и их благоустройства, я начал отвечать на это, и считаю, что этот момент очень важен. И я попытаюсь чуть расширить его. Речь идет об устройстве таможенных переходов и всего, что необходимо для нормального функционирования экономики Союзного государства или государств, входящих в Союзное государство. Это важная демонстрация и тому, что сегодня пытаются делать наши представители в такой организации, как СНГ, ЕврАзЭС. То есть мы подчеркиваем, что таможенная деятельность является принципиальным вопросом. А если посмотреть на историю интеграционных процессов в Западной Европе, то как раз все начиналось с Таможенного союза. Поэтому, мне кажется, мы уже давно переросли саму потребность. Поэтому вопрос сейчас не столько технический и политический, сколько организационный. И, насколько я знаю, таможенные органы и России, и Республики Беларусь делают все возможное, чтобы это было как можно быстрее реализовано. Что касается границ в целом, то, учтивая общую ситуацию, я думаю, актуальным будет, конечно, обсуждение и подход к формированию совместных и воинских формирований, потому что речь идет о решении совместных задач не только путем размещения вооруженных сил или сотрудничестве в сфере вооруженных сил, но и создание неких органов, являющихся реальным атрибутом понятия «государство». И если мы говорим Союзное государство – то, соответственно, должен быть у Союзного государства и такой атрибут. Это вопрос времени, вопрос – готовы ли мы к этому сейчас или пока нет. Но, в любом случае, в перспективе, я думаю, этот вопрос не потеряет актуальность.

Завалько Анна:

Как сказался кризис на темпах строительства Союзного государства? Они и раньше не отличались стремительностью…Что нужно сделать, чтоб союз состоялся реально, а не по чайной ложке год? Может нужно предусмотреть или разработать какую-то программу, методику по ускорению?

Александр Бабаков:

Повторюсь. Мы как депутатский корпус союзного парламента, конечно же, сами порой высказываем критику в свой же адрес относительно скорости процессов. Но мы должны быть реалистами и не ссылаться, конечно, на некие мифические обстоятельства, и даже сегодня у нас появился вроде бы удобный момент, связанный с преодолениями последствия финансового кризиса мирового, но мы должны просто плодотворно работать. На самом деле, понятие работы порой скрыто от глаз наших избирателей. А ведь, если мы встречаемся не так часто даже в рамках заседаний союзного Парламента, это не означает, что работа не ведется ежедневно, не ведутся консультации. Ведь написание не просто одного закона, а целого свода законов, связанных с созданием благоприятных условий для экономики и социальной сферы, это, на самом деле, кропотливейшая работа, требующая работы огромного количества людей. Поэтому, эта работа ведется. И здесь у меня нет претензий ни к аппарату, ни к парламентскому корпусу, к депутатам парламентского корпуса двух государств. Речь идет о том, что, к сожалению, мы вынуждены реагировать еще на внешние обстоятельства. И хотя я и сказал, что мы не должны ссылаться, но мы не можем не учитывать сегодняшние реалии, связанные с преодолением последствий мирового финансового кризиса. Потому что он коснулся всех, и понятно, что эти последствия будут достаточно ощутимы для всех. И как раз вот здесь при анализе последствий этого кризиса, есть ответ на вопрос — а за счет чего он может быть преодолен и или – за счет чего будет преодолеваться этот кризис. И мне кажется, что одним из – не единственным, но одним из серьезны аргументов, говорящих в пользу интеграционных процессов является то, что вместе будет гораздо проще и эффективнее выходить из кризисной ситуации. Потому что речь идет о поиске наиболее эффективных с точки зрения экономики видов кооперации в различных сферах, а это есть ответ на вопрос, каким образом понижать себестоимость продукции, каким образом обеспечить снижение материалоемкости, энергоемкости и так далее, то есть ответы на те вопросы, которые необходимы сегодня, потому что понятно, что даже сам выход из кризиса, он будет очень долгим, непростым, и победит или получит наибольший эффект лишь тот, кто сможет предоставить, в том числе и рынку, наиболее качественные и менее затратные виды услуг и товаров. И поэтому интеграционные процессы здесь крайне важны, потому что это порой есть основа для создания эффективного и конкурентоспособного продукта. И такие результаты уже есть налицо, потому что, если анализировать структуру связи тех предприятий, которые создают уже союзный продукт, можно подчеркнуть, что да, это достаточно эффективная интеграция. И некоторые виды товаров уже являются экспортно-привлекательными и, соответственно, мы можем рассчитывать на то, что и даже кризис не повлияет на их присутствие в экспортной составляющей Союзного государства.

Яна Родина:

Скажите, пожалуйста, а вопрос о единой союзной валюте закрыт?

Александр Бабаков:

Если мы говорим о полной интеграции двух государств в рамках Союзного государства, то понятно, рано или поздно этот вопрос будет только возрастать. Но, мне кажется, сегодня этот вопрос немножко отошел на второй план, потому что, во-первых, те процессы, которые имели место в рамках Союзного государства, они не усугублялись отсутствием ответа на вопрос о единой валюте, а всегда находились достаточно эффективные механизмы обеспечения сотрудничества даже в рамках сохранения национальных валют. Сегодня же, когда мировой кризис показал несостоятельность однополярного мира в целом, ну и, как следствие, однополярного или биполярного мира, связанного с присутствием нескольких валют, то есть доллара, евро, то мы понимаем правильность заявления, в том числе, и руководства Российской Федерации, да и, надо сказать, руководителей многих других стран, о необходимости создания региональных центров валют. Я совсем недавно был приглашен нашим председателем Парламента Грызловым Борисом Вячеславовичем на встречу с лидером парламента Сербии, где, например, вот в этом вопросе, вопросе создания региональных центров валют, мы нашли полное взаимопонимание и подчеркнули, что это как раз не просто отрицание монополии доллара, но это и ответ на реалии современного мира. И поэтому, мне кажется, то, что сегодня обсуждается, то, что сегодня декларируется руководителями многих государств, в том числе и Российского, о необходимости придания рублю статуса региональной валюты, это лишь ответ и на сегодняшнее время, сегодняшние потребности, но это, в какой-то мере, ответ и на вопрос о единой валюте Союзного государства. Это не означает, что мы даем уже готовый ответ, но, по крайней мере, решая вопрос, связанный с созданием на территории России нового финансового центра, и обсуждении превращения рубля в мировую расчетную валюту, мы тем самым, может быть, в какой-то степени облегчаем поиск ответа на вопрос, а какая будет валюта Союзного государства. Хотя, повторюсь, конечно же, здесь ответы еще не все даны и предстоит еще все это обсуждать. Но этот вопрос на сегодняшний день не является первоочередным.

Света Черепова:

Какие документы планируется внести на рассмотрение Парламентского Собрания в предстоящем году?

Александр Бабаков:

Традиционные документы, хотя значимость их только возрастает. Это бюджет. И мне кажется, что здесь, еще это не обсуждалось, но сейчас у меня возникла мысль, что если уж Россия планирует на три года сегодня бюджет, то рано или поздно, наверное, может быть, мы пока еще не готовы, но, может быть, эта тема для того, чтобы хотя бы, принимая бюджет на год, делать некие прогнозы уже на более отдаленную перспективу. Это бы отвечало, во-первых, и той практике, которая складывается в Российской Федерации, и главное, что это, опять же, современные требования, потому что без плана вообще ничего не существует – ни частные компании, ни государство. Поэтому принципиальным является все же принятие и исполнение бюджета, и акценты, расставленные в этом бюджете, должны сводиться к тому, я повторюсь, что речь идет об основных статьях этого бюджета, связанных с финансированием и реального сектора экономики и, главное, всего того, что могло бы быть предметом собственности Союзного государства в широком смысле этого слова. Я к чему каждый раз подвожу – чтобы, рано или поздно, мы, может быть, не отказавшись, но, по крайней мере, существенно себе минимизировав взносы или влияние взносов двух государств на общий бюджет, могли бы сказать, что да, мы достигли основного – у Союзного государства есть сегодня собственные экономические процессы, которые позволяют наполнять этот бюджет и обеспечивать и расширять, может быть, социальные статьи, и обеспечение программ, которые решаются именно Союзным государством.

Ильченко Александр:

Как регулируются торгово-экономические отношения в области экспорта нефти, нефтепродуктов и газа в Беларусь? Какова цена этих продуктов для Беларуси?

Александр Бабаков:

Здесь есть предмет для разговоров, потому что мы знаем позицию и ряда политиков и в России, и в Беларуси, и здесь надо подходить просто — из самой сути Союзного государства, и из тех задач, которые на сегодняшний день стоят перед государствами, участвующими в создании Союза. Ведь, на самом деле, мы должны достаточно гибко подходить к ценообразованию на продукты экспорта, которые направлены в Беларусь. То есть мы не говорим об экспорте продукции Союзного государства и продукции или экспорте продукции государств, входящих в Союз, а мы говорим уже о неком общем участии. Поэтому, мне кажется, здесь роль Парламента как раз заключается в том, что в рамках и Экономического комитета, и Бюджетного комитета, Комитета по собственности мы должны обеспечить необходимое правильное обоснование, объясняющее, прежде всего, исполнительной власти и России, и Беларуси, каким образом мы можем участвовать в потреблении этих продуктов. Потому что подходить к поставкам в Беларусь продуктов углеводородов по таким же условиям, которые есть и в отношении других стран, возможно, но надо все-таки учитывать, что на сегодняшний день Беларусь является участником Союзного образования. Поэтому здесь не учитывать это нельзя. А раз так, то исполнительная власть должна получить четкий сигнал от законодателей на то, что, решая задачи, которые стоят перед любым министерством или перед любой отраслью, не надо забывать о том, куда именно направляется этот продукт. Все-таки надо сделать упор на то, что рыночный интерес не всегда является единственным интересом, характеризующим межгосударственные экономические отношения. А учитывая, опять же, международный финансовый кризис, здесь надо понимать, что, на самом деле, рынок не в состоянии регулировать самостоятельно все, поэтому, без вмешательства государства это не происходит. А раз вмешательство государства в этих сферах неизбежно, то, соответственно, мне кажется, здесь и кроется ответ на вопрос, какова должна быть цена. То есть это вопрос, который должен быть отнесен, во-первых, к компетенции Государственного Совета, а, во-вторых, к законодателям, которые должны влиять на регулирование ценообразования в этой сфере.

Милена К.:

Какие вопросы остаются нерешенными в области социальной и трудовой защиты граждан Союзного государства?

Александр Бабаков:

Мне кажется, что после того, как мы ратифицировали документы, связанные с одинаковым или равным социальным обслуживанием граждан, проживающих и в Беларуси, и в России на территории Союзного государства, мы сделали все необходимое для того, чтобы формально ни гражданин Беларуси, ни гражданин России не испытывали никаких проблем, то есть не было здесь нарушения прав наших граждан. И поэтому основная задача, мне кажется, теперь – повышение качества и спектра предоставляемых услуг. И здесь вопрос более сложный по времени и более сложный по реализации, потому что здесь уже задачи стоят и перед отдельно взятыми государствами, и перед Союзным государством. И здесь вопросы, которые сегодня мы будем так или иначе решать, они упираются в экономическую возможность Союзного государства, в его потенциал. Динамика, с которой развивается Союзное государство, особенно экономически, это как раз гарантия того, что появляется источник выполнения социальных обязательств со стороны Союзного государства. А трудовая защита… Опять же, приравнивая наших граждан в вопросе миграции, мы тем самым создаем необходимые условия для их эффективного трудоустройств или нахождения занятости независимо от того, являются они гражданами Белоруссии или России. Другое дело, что мы не можем сегодня не реагировать на последствия финансового кризиса, но я как раз вот внимательно слушал сегодняшний комментарий Председателя Правительства России Владимира Владимировича Путина в ответах на вопросы и социального и обеспечения, и в вопросах трудовой занятости в Российской Федерации. И могу сказать, что очень импонирует, что откровенный открытый разговор на сложнейшие вопросы, я думаю, убедил большинство наблюдавших за  ответами в том, что государство не отказывается, а наоборот, подчеркивает социальную направленность. И была высказана идея, что, несмотря на сложности, которые есть сегодня перед экономикой нашей страны, будет сделано все возможное, чтобы социальные обязательства государства выполнялись в полном объеме. Поэтому, я думаю, что это ответ, в том числе и на этот вопрос для граждан Беларуси. Потому что неизбежно, раз мы приравнены в правах, то это коснется и граждан Беларуси.

Ирэна:

Скажите, пожалуйста, ведется ли работа по созданию государственной символики СГ?

Александр Бабаков:

Александр  Бабаков - заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России

Пока, насколько я владею информацией, официальных разработок нет. Но, думаю, что если мы говорим о всех атрибутах Союзного государства, то это неизбежный атрибут, который рано или поздно будет обязательно присутствовать и в разработках, и в обсуждениях. И, может быть, если я говорю о том, что мне не известны официальные позиции в отношении этого вопроса, это не значит, что эта тема не является актуальной. Просто, может быть, депутатский корпус как раз считает возможным сосредоточиться на других вопросах, без решения которых Союзное государство вообще существовать не может. Это, конечно, важный вопрос, но, на мой взгляд, вторичный в данном случае.

Зименчук Юрий:

Действительно ли заседание ВГС, которое не состоялось 1 декабря должно было стать переломным в стратеги строительства Союзного государства?

Александр Бабаков:

Мне кажется, что сегодня говорить о переломных моментах не стоило бы, потому что каждое из мероприятий в рамках Союзного государства являются важными и знаковыми для каждого из этапов. Потому, насчет переломности я бы не стал здесь акценты расставлять, а то, что было важным, исходя из нынешней ситуации развития отношений двух государств, и, главное, формирование позиции в разных сферах и в экономической в частности, Союзного государства на фоне последствий мирового финансового кризиса. Потому что это касается судеб наших граждан. И если мы говорим с позиции Союзного государства, то в данном случае ответ на этот вопрос актуален. Я думаю, что то, что не состоялось, это как раз говорит о том, что не все вопросы еще получили свои ответы. Я думаю, что в ближайшее время состоится и заседание Высшего государственного совета, и заседание союзного Парламента, где мы обязательно этой темы будем касаться и будем обсуждать ее. Поэтому здесь я бы подчеркнул лишь важность каждого из заседаний для того периода, который мы рассматриваем. Поэтому я не вижу проблем с переносом.

Наталья Долгушина:

При Парламентском Собрании создан институт постоянных наблюдателей. Однако их число пока невелико. Кого можно считать реальными кандидатами в число постоянных наблюдателей?

Александр Бабаков:

Насколько я знаю, здесь спрашивается, кого можно считать реальными кандидатами в число постоянных наблюдателей. На самом деле, документы, регламентирующие сегодня включения в институт постоянных наблюдателей дополнительных членов, не представляется сложным. На последнем заседании мы приняли в состав наблюдателей парламенты Южной Осетии и Абхазии. Более того, наш регламент позволяет принимать не только парламенты, но и отдельные организации и структуры. Примеры уже этому есть. На мой взгляд, чем больше будет заинтересованных в получении информации, реальной информации, объективной информации того, что происходит в Союзном государстве, тем больше это станет плюсом, в том числе и для интеграционных процессов наших в Союзном государстве. Потому что, как показывает практика, отсутствие информации приводит к ее искажению порой, а иногда полному извращению. Поэтому хотелось бы, чтобы о нас больше знали правды.

Наталья Долгушина:

Деятельность Евросоюза, НАТО и США на постсоветском пространстве резко активизировалась. Новая стратегия предполагает утроение помощи ЕС Армении, Азербайджану, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине. Уже в следующем году Брюссель проведет саммит с этими шестью странами. Россия на эту встречу не приглашена. В случае реализации этого плана Евросоюза будет поставлен крест на планах Москвы по созданию единого экономического пространства с бывшими советскими республиками?

Александр Бабаков:

Нет ничего удивительного, что и Евросоюз, и НАТО, и США стремятся интегрировать многие страны, входящие в свое время в Советский Союз, в состав Евросоюза, ну или, по крайней мере, институтов Евросоюза. И здесь у нас явные противоречия, потому что здесь мы как бы находимся в конкурентной плоскости. Мы заинтересованы в интеграционных процессах со всеми странами и, тем более, со странами, входящими в свое время в Советский Союз, а в настоящее время входящих либо в СНГ, либо в другие союзы с участием России. Поэтому меня это не удивляет. Но здесь мы должны не столько эмоционально оценивать это, а подходить к этому прагматично. Если мы как Россия представляем интерес для Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы, Украины как партнер, адекватный их ожиданиям, то нет никаких беспокойств по поводу интеграционных процессов. И, наконец, здесь без политики не обойтись. Не обойтись без учета тех вопросов, которые относятся к геополитике. Я не будут расшифровывать тему конфликта Грузии и Южной Осетии, но могу сказать, что, наверное, очень мало осталось людей, которые считают, что этот конфликт находится в границах Грузии и Южной Осетии, все прекрасно понимают, что за этим стоят гораздо более серьезные проблемы, выходящие за пределы этих государств. И понятно, что там присутствуют, прежде всего, интересы и США, и отношение бывшей администрации, пока еще не сложившей с себя полномочия, но все-таки уже бывшей, по отношению к России, да и многим другим странам постсоветского периода. Поэтому здесь, говоря о необходимости интеграции, очевидно все же подчеркивать, что без политики не обойтись, но все же для вышеназванных стран приоритетом, мне кажется, является не только география, но и история, и культура, и экономическое прошлое, и языковое присутствие. То есть, скажем так, возможность не просто общаться, а, поскольку язык является носителем и культуры, и информации, то и, соответственно, он является источником обогащения не только культурного, но и экономического. Поэтому все это предпосылки для очень плотной и глубокой интеграции. Но это не гарантия этой интеграции. Потому что мы должны понимать, что есть силы, которые разной степени мотивированы, но они не всегда создают предпосылки для интеграции с Россией. Здесь очень важно подчеркивать равенство, уважение и эффективность этих процессов для всех сторон, участвующих, в том числе и России как таковой. И я уверен, что мы пойдем по пути интеграции более глубокой с вышеназванными странами, но не без проблем, поскольку, повторюсь, слишком велико сегодня желание втянуть бывшее страны Советского Союза не столько в интеграционные процессы с Европой или США, или военным институтом, таким как НАТО, сколько с желанием оторвать от России. То есть не всегда будущее этих стран является приоритетом для тех, кто зовет их в те или иные интеграционные процессы. И, кстати, это показывает и последний опыт вовлечения бывших стран Восточной Европы в Евросоюз. И это особенно обострилось в период финансового кризиса, когда мы можем сказать, что то, что происходит сегодня в странах Балтики, это создает очень грустное впечатление, говоря о будущем этих республик. Поэтому, мне кажется, есть все основания рассчитывать на то, что Россия будет активный участник интеграционных процессов с вышеназванными странами.

Н.Д.:

До 2020 года единая Европа должна выделить Армении, Азербайджану, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине 1,5 млрд. евро. Ускорить свое сближение с ЕC эти страны могут уже в следующем году. Что может противопоставить этому Россия? А Союзное государство? На фоне предполагаемой помощи Евросоюза нашим ближайшим соседям, попытки Москвы влиять на Беларусь ценовой политикой на энергоносители выглядит в лучшем случае абсурдом. В Кремле это кто-нибудь понимает? "Союзное вече".

Александр Бабаков:

Если мы говорим об экономической составляющей интеграции и сближения с Евросоюзом, то я бы сказал сторонникам этой позиции, что не все сводится только к деньгам. То есть финансовая помощь, особенно в нынешних условиях, конечно, очень важный элемент, но не единственный. И как раз, повторюсь, порой мы не понимаем даже кумулятивного эффекта, и не всегда можем его проанализировать от того, что происходит в результате объединения. Поэтому противопоставлять тому, что вот Европа предлагает 1,5 миллиарда евро, а Россия, например, должна дать больше, и от того будет больший эффект… Мне кажется, что это немножко такой односторонний подход к оценке перспектив. Я бы как раз, чтобы не повторяться, сказал, что интеграционные процессы, они, в основе своей, имеют гораздо более глубокие причины и довольно глубокие перспективы, выходящие за рамки нынешнего исторического периода. Поэтому мое ощущение, что это осознают если не все, то многие политические силы в этих странах, что и подчеркивает необходимость развития уже существующих институтов даже при требовании модернизации. Да, согласен, это нужно делать, но, мне кажется, будущее этих стран связано с Россией. Так же, как и будущее России связано с этими странами.

Заключительное слово , Александр Бабаков :
Я хотел поблагодарить всех участников конференции, поскольку не только современные формы общения, но и само отношение, сама тема являются актуальными, поэтому я хотел поблагодарить не просто за участие, а за то внимание, которое сегодня уделяют наши собеседники интеграционным процессам. Потому что мне приходится часто сталкиваться и по сложным, и даже по не очень сложным вопросам, повторюсь, с искажением объективности многих процессов. И здесь, кроме как через общение, через прямые ответы на вопросы, трудно заслужить не только уважение, не только, убежден, завоевать авторитет у граждан в тех или иных вопросах, но и получить поддержку. Потому что, на самом деле, процессы, которые мы называем процессами объединительными, связанными с формированием Союзного государства, эти процессы порой слишком упрощенно трактуются. А упрощенность, она сказывается потом и на оценках наших граждан. Они говорят: «Ну что вам стоит принять Конституцию? Что вам стоит решить тот или иной вопрос?». Мне бы хотелось, чтобы, может быть, не совсем бы уж углубленное профессиональное отношение к этим вопросам было результатом нашего общения, но хотя бы объективная оценка действий и депутатов союзного Парламента, и участников исполнительной власти, поскольку объективная оценка позволит донести ожидания наших граждан до тех, в чьих руках находится сегодня формирование Союзного государства. Потому что мы же не ради процесса этим занимаемся. Поэтому данное общение, оно, может быть, уже не является оригинальным, но оно все-таки еще не достаточно распространено. И я могу только поблагодарить и пожелать всем нам искренности в ответах и вопросах и ожидания того, что при нашей жизни, как это принято говорить, мы получим продукт под названием Союзное государство.

Мнение участников конференции может не совпадать с позицией редакции