О медиагруппе |Продукты и услуги
Онлайн конференция

Союзное государство: итоги и перспективы

Союзное государство: итоги и перспективы
В ходе онлайн-конференции были затронуты актуальные темы и вопросы, касающиеся процесса строительства Союзного государства и деятельности Парламентского Собрания. На вопросы посетителей сайта ответил Заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Александр БАБАКОВ.
Вступительное слово , Александр Бабаков :
Дорогие участники интернет-конференции, хотел бы всех поздравить с тем, что вчера мы отметили 10-летие подписания Союзного договора, и сказать, что как обычно можно по-разному оценивать эту дату. Может быть, с точки зрения человеческой жизни это много. А с точки зрения масштабов и задач, вытекающих из подписанного договора, это, конечно, очень мало. Но судя по количеству и содержанию вопросов, которые я уже получил, можно рассчитывать на то, что процесс интеграции уже необратим. А всем нам хочется как можно быстрее и эффективнее реализовать то, что было начато с подписанием Союзного договора.

Ответы на вопросы
Алексей:

Мне интересна экономическая составляющая Союзного государства. Какие проблемы стоят на пути экономической интеграции двух стран? Имеет ли место непредсказуемость и непоследовательность белорусской стороны в данном вопросе?

Александр Бабаков:

Александр БАБАКОВ

Будущее Союзного государства будет состоять в наличии собственности Союзного государства, базирующихся на собственной экономической политике, вобравшей в себя все самое лучшее, что есть и в Российской Федерации и в Республике Беларусь. Имея экономическое образование, подчеркну, что ключевым будет реальный сектор экономики. Именно эта часть экономики создает базис как для экономического развития союзного государства, так и для решения социальных вопросов. Наиболее эффективный путь, конечно, это экономическая интеграция и России, и Республики Беларусь, поскольку это позволяет наиболее эффективно включить в этот процесс все лучшее, что есть у наших государств. В вопросе присутствуют два понятия – непредсказуемость и непоследовательность той или иной стороны при решении этих вопросов, могу Вас заверить, что в настоящее время можно говорить о том, что интеграционному процессу как раз присущи предсказуемость и последовательность, что в принципе подтверждается не только документами, подписанными в рамках Парламента Союза России и Беларуси, не только в рамках исполнительного органа, но и в реальной практике.

Наталья:

Чем простые граждане могут усилить Союзное государство?

Александр Бабаков:

Позиция простых граждан более чем значимая в вопросе усиления Союзного государства. Во-первых, они избирают депутатов, которые потом работают не только в национальных парламентах, но и в Парламенте Союзного государства. Во-вторых, все граждане и России и Республики Беларусь задействованы в тех или иных отраслях экономики. Растет число граждан, которые трудятся уже на совместных предприятиях. Развивается интеграция между регионами России и Беларуси. Возрастает взаимная миграция населения России и Беларуси. Усиливается взаимодействие граждан на бытовом уровне. Поэтому чем меньше граждане наших государств будут встречать препятствия на пути контактов между собой, тем крепче будут интеграционные процессы, тем сильнее будет Союзное государство.

Дарья:

За счет чего растет бюджет Союзного государства?

Александр Бабаков:

Бюджет Союзного государства формируется из нескольких источников. Первое – это взносы обоих государств. Второе - это те доходы, которые получает Союзное государство от реализации продукции или услуг, создаваемых в рамках Союзного государства. На мой взгляд, второй фактор должен расти как можно быстрее. Именно поэтому в рамках подписанных документов за последние даже месяцы мы можем обнаружить более 42 программ и мероприятий, относящихся к понятию уже союзных. И большинство этих программ связаны как раз с наиболее прогрессивными направлениями и технологиями в промышленности, что соответствует общему пониманию модернизации экономики.

Светлана:

В прошлом году Вы говорили, что ряд стран препятствуют процессу белорусско-российского объединения, изменилась ли эта ситуация?

Александр Бабаков:

Для меня, очевидно, что Союзное государство, его создание, его развитие неоднозначно оценивается во многих странах. Мы были бы наивными, если бы считали, что усиление интеграционных процессов на постсоветском пространстве позитивно воспринимается абсолютно всеми государствами. Мощное Союзное государство это не только экономический конкурент другим странам и союзам, но это и серьезный политический игрок в сложнейших вопросах, которые волнуют сегодня человечество. Поэтому мы должны очень взвешенно подходить к оценке взаимодействия с другими государствами и смело сотрудничать с теми, кто адекватно воспринимает укрепление Союзного государства и готов к равноправному и взаимовыгодному сотрудничеству. Я уверен, что дальнейшее укрепление Союзного государства будет хорошим сигналом многим другим странам к рассмотрению возможности участия или вхождения в Союзное государство.

Егор:

Будет ли предусмотрено двойное гражданство для представителей Союзного государства?

Александр Бабаков:

Вопрос двойного гражданства для представителей Союзного государства это вопрос, который будет последовательно рассмотрен в процессе принятия Конституционного Акта. Не думаю, что здесь будут созданы препятствия для граждан, проживающих в Российской Федерации и Республики Беларусь, но очевидно, что это не самый актуальный вопрос на сегодняшний день.

Анатолий Марченко:

Александр Михайлович, в соответствии с постановлениями органов Союзного государства, граждане России и Белоруссии должны пользоваться равными правами при устройстве на работу, учебу, при медицинском обслуживании на территории обоих государств. Но как на практике реализовать это право, когда у белорусских граждан в России нет номера пенсионного страхования,ИНН и других документов, без наличия которых реализация этих прав невозможна?

Александр Бабаков:

Что касается пенсионного обеспечения, пенсионного страхования, то здесь вопрос, который требует дальнейшей проработке. Судя по тому, как эта проблема сегодня формулируется, есть все основания рассчитывать, что в рамках компетенции исполнительных органов Союзного государства может быть найдено решение этого вопроса. Речь идет о судьбе той части пенсионных накоплений, которая пока не перечисляется гражданам Республики Беларусь, отработавшим какое-то время в России. Проблему понимают исполнительные власти и России и Республики Беларусь, что означает возможность нахождения решения.

Сергей Камарго:

Добрый день. Хочу спросить будут ли защищаться права и оказываться необходимая помощь гражданам Союзного Государства попавшим в беду зарубежом совместными усилиями диппредставительств России и Беларуси. Я гражданин Беларуси (живу в Аргентине) и путешествия по Боливии меня ограбили (забрали паспорт, деньги). В Посольстве России в Ла-Пас мне отказали в помощи, сказал, обращайтесь в Посольство Беларуси в Аргентине (так как в Боливии белорусского Посольства нет). В итоге мне белорусское посольство помогло, но вот обидно, что другая сторона Союзного Государства даже не захотела пальцем пошевелить.

Александр Бабаков:

Помощь гражданам России и Республики Беларусь, находящимся за рубежом, согласно документам Союзного государства, должны оказывать и Россия, и Республика Беларусь. Существует договоренность между двумя государствами о том, что в случае отсутствия представительства того или иного государства на территории третьей страны защиту граждан берет на себя та сторона, которая представлена либо посольством, либо консульским отделом. Конечно, это практика относительно новая для Союзного государства, но наша задача состоит в том, чтобы исключить ситуацию, когда наши граждане оставались бы без защиты за пределами государства. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы координировать политику МИДа России и Республики Беларусь в этом направлении.

Василий:

Как Вы относитесь к возможности расширения Союзного государства за счёт третьих стран?

Александр Бабаков:

Моя позиция к возможности расширения Союзного государства за счет третьих стран и позитивна и оптимистична. Технически данный вопрос предусмотрен статьей 65 Договора о создании Союзного государства, где прописана открытость для присоединения к Договору государств, разделяющих цели и принципы Союзного государства, и принимающих на себя обязательства Союзного договора. Поэтому технически мы готовы к этому. Но наша задача создать экономические и социальные предпосылки вхождения в Союзное государство третьих стран. Что, на мой взгляд, не является такой уж отдаленной перспективой. Сегодня у Союзного государства есть наблюдатели, т.е. те государства, которые уже проявили заинтересованность в сотрудничестве с Союзным государством, да и процессы, которые происходят в Европе, уверен, подтолкнут многие другие государства к реальному участию или, по крайней мере, сотрудничеству с Союзным государством.

Сергей:

У всех на слуху сейчас Таможенный союз, вероятно, крупнейший интеграционный проект между Беларусью и Россией (и Казахстаном, конечно) за последнее десятилетие. Какие еще интеграционные проекты такого масштаба уже существуют или разрабатываются?

Александр Бабаков:

Если говорить о Таможенном Союзе как о крупнейшем интеграционном проекте, то надо подчеркнуть следующее: это действительно самый крупный проект за последние годы, объединивший три государства – Беларусь, Россию и Казахстан. Если обратиться к мировому опыту, то многие союзы начинались именно с этого. Но дальнейшая интеграция всегда зависит не только от воли и желания участников процесса, но и от реально складывающейся социально-экономической ситуации в объединяющихся странах. Если мы эффективно приступим к реализации всех соглашений в рамках Таможенного Союза, то это будет хорошим залогом к эффективному и своевременному переходу к реализации иных интеграционных проектов. Количество этих проектов не ограничено. И большая часть из них лежит, конечно, в области экономики и политических структур.

Игорь Крылов:

Игорь Крылов. Газета парламентского собрания Союза Беларуси и России "Союзное вече" Добрый день!Александр Михайлович, скажите пожалуйста какие на ваш взгляд Союзные программы дали наибольший эффект? И еще. Какие проблемы и успехи в строительстве Союзного государства по Вашему мнению недостаточно освещаются в СМИ? Спасибо!

Александр Бабаков:

Александр БАБАКОВ

Наиболее эффективными на сегодняшний день являются программы в области обустройства внешней границы, в области укрепления обороноспособности и в области передовых технологий. Что касается освещения успехов и проблем в строительстве Союзного государства, то я поблагодарил бы здесь журналистский корпус, в том числе и газеты Парламентского Собрания «Союзное Вече» за объективность. Но хотел бы отметить, что содержательность в освещении этих проблем должна превалировать над сиюминутным стремлением к сенсации. У нас немало проблем, но все же уверен, что мы их решим, если будем поддержаны средствами массовой информации в освещении путей и методов их решения.

Филипп:

На что будет направлена основная часть средств бюджета СГ в 2010 году?

Александр Бабаков:

Следует отметить, что, несмотря на финансово-экономический кризис, объемы отчислений в бюджет Союзного государства на 2010 год сохранены на уровне 2009 года. Вклад Российской Федерации около 3,2 млрд. российских рублей, отчисления Республики Беларусь составляют 1,7 млрд. российских рублей. Основная часть бюджета Союзного государства предусматривает финансирование более 40 программ и ежегодно проводимых мероприятий. Частично зарезервированы средства для реализации новых программ Союзного государства. Что касается направления бюджетных расходов, то 19 % в 2010 году предусмотрено на социальную политику, здравоохранение, экологию и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, образование, культуру. Более 30 % от бюджета составляет финансирование правоохранительной деятельности и обеспечение безопасности Союзного государства, военно-технического сотрудничества. На фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, промышленность, энергетику, строительство, транспорт, связь и информатику будет направлено 35% бюджетных расходов. В 2010 году сократятся расходы на содержание органов Союзного государства, в том числе Секретариата Парламентского Собрания на 10 млн. российских рублей. Сэкономленные средства будут направлены также на финансирование новых программ.

Эрнест:

Подписан пакет документов о создании Таможенного союза, является ли следующим логическим шагом вступление Казахстана в СГ?

Александр Бабаков:

Считаю, не нужно в этом вопросе строить логических цепочек. Это дело волеизъявления народов. Любое независимое государство имеет возможность вступить в Союзное государство, тем более что Договор о создании Союзного государства открыт для присоединения к нему других государств, являющихся субъектами международного права, разделяющих цели и принципы Союзного государства и принимающих на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из Договора. Хочу отметь, что выстраивание добрых взаимоотношений с другими странами является, на сегодняшний день, одним из приоритетных направлений внешней политики Союзного государства. Если в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России поступит официальное обращение от Республики Казахстан о вхождении в Союзное государство, то парламентарии рассмотрят его.

Игорь:

Когда мы сможем говорить о союзе как о полноценном государстве? Когда будет принят Конституционный акт? В чем сложность принятия Конституционного Акта?

Александр Бабаков:

Официальный проект Конституционного Акта Союзного государства (я говорю проект, потому что он еще не принят) разработан и согласован российско-белорусской комиссией по подготовке проекта этого Акта. Комиссия проводит заседания, вносит предложения и замечания по его статьям. На сегодняшний день уточнена процедура принятия Конституционного Акта Союзного государства. Проект дополнен положениями, регламентирующими порядок формирования и численный состав органов Союзного государства в случае присоединения к Союзному государству новых членов. Особую сложность для выработки общего решения представляют вопросы об органах Союзного государства, их полномочиях и взаимоотношениях, а также проблема разграничения предметов ведения Союзного государства. По некоторым из этих вопросов Комиссия решения не приняла, оставив их на рассмотрение ВГС. На заседание ВГС, которое планируется провести 10 декабря 2009 года, выносится вопрос об обновлении состава Комиссии, что я считаю очень символично. Надеюсь, обновленный состав со свежим взглядом подойдет к решению всех нерешенных вопросов, что, придаст дополнительный импульс в принятии этого важного для наших братских стран документа, и тогда мы сможем говорить о полноценном функционировании Союзного государства.

Александра:

СГ проводит какие то мероприятия в регионах?

Александр Бабаков:

Депутаты Парламентского Собрания оказывают большое внимание проблемам регионов, тем более, что взаимодействие с представителями местных органов власти, деловых и научных кругов, общественности дает возможность анализировать интеграцию Беларуси и России профессионально, по различным направлениям и приносит существенные результаты. Ведь, безусловно, большую роль в российско-белорусских отношениях играет межрегиональное сотрудничество. Насколько мне известно, все 6 белорусских областей и Минск связаны соглашениями о сотрудничестве с более 80 субъектами Российской Федерации. Мы, я говорю как заместитель Председателя Парламентского Собрания, ведем работу не только в своих кабинетах, залах заседания. Существует практика проведения семинаров, «круглых столов» по актуальным вопросам строительства Союзного государства. Такие мероприятия проходят как раз в различных регионах Беларуси и России. Рекомендации, выводы, документы по результатам проведения заседаний семинаров используются в работе Правительства Союзного государства.

Ксения Дудоладова:

В последние годы отношения между РБ и РФ нельзя было назвать очень хорошими (скандалы с молочной продукцией, траншем кредита РБ 500 млн. долларов США). Как вы думаете с подписанием соглашения о Таможенном союзе отношения у наших стран улучшатся? Будет ли это служить своеобразным гарантом толерантных отношений? Или по-крайней мере, в случае возникновения конфликтных ситуаций будут они улаживаться спокойно (не выносить сор из избы) или будут выплескиваться на страницы СМИ?

Александр Бабаков:

Александр БАБАКОВ

Я считаю, что вне зависимости от соглашений и договоренностей, связывающих наши страны, отношения должны строится, прежде всего, на взаимном уважении и доверии сторон. Такая форма взаимодействия, по моему мнению, должна лежать в основе установления и налаживания связей с любым государством, что и будет определенным гарантом толерантных отношений. Конечно, наши страны теперь будет связывать не только обязательства в рамках Союзного государства, но и в рамках Таможенного союза, куда входит и Казахстан. Подписан ряд соглашений, который позволит отказаться от всех форм государственного контроля на границе между нашими странами, активизировать работу по гармонизации и сближению таможенных законодательств стран – участников союза, сформировать единое экономическое пространство. Разве это плохо? Что касается Вашего высказывания «не выносить сор из избы» - мы все прекрасно понимаем, что здесь есть проблема и средств массовой информации. Не всегда дается объективная оценка процессам, проходящим в рамках строительства Союзного государства, а порой даже искажается информация из-за неполноты знания всех интеграционных связей между нашими странами. Так что в этом плане есть над чем работать! И хотел бы добавить. Я принимаю участие в заседаниях сессий Парламентского Собрания и других многих мероприятиях, я встречаюсь и общаюсь с коллегами, как с российской, так и с белорусской стороны, вижу их настрой. А сегодня союзные парламентарии настроены эффективно решать задачи, стоящие перед законодательным органом Союзного государства, которые при любых обстоятельствах направлены на последовательную реализацию курса на дальнейшее упрочение российско-белорусских отношений. Я здесь имею ввиду, прежде всего, работу по унификации и гармонизации национальных законодательств, создании правовой базы и необходимых политических условий, которые позволяют активно взаимодействовать в различных сферах деятельности, а также предотвращать или заведомо избегать возникновение каких-либо конфликтных ситуаций.

Рябцева Д.:

Насколько эффективно сотрудничество РФ и РБ в рамках СГ в части совместных программ?

Александр Бабаков:

Программы Союзного государства являются одним из наиболее значимых инструментов развития и укрепления интеграции Беларуси и России. Около 80% бюджета Союзного государства ежегодно приходится на финансирование реализации союзных программ. Ежегодный экономический эффект от их реализации для обеих стран оценивается в миллиарды российских рублей. Регулярно проходит Форум проектов союзных программ, который позволяет обобщить опыт реализации союзных программ в различных сферах и выявить наиболее перспективные проекты для их последующей реализации под эгидой Союзного государства. Многие, наверно, слышали о программе «СКИФ - ГРИД», начавшаяся в 2007 году, имеет своей целью развитие и поддержку оригинальных отечественных технологий высокопроизводительных вычислений. На сегодняшний день по этой программе созданы технологии, которые по существенным показателям являются самыми передовыми в мире. С удовольствием хочу отметить, что в суперкомпьютере, разработанном по этой программе, применены перспективные и зачастую не имеющие аналогов в мире отечественные разработки. И это радует. Вообще, в течение 2009 года на этапе реализации находятся порядка 15 программ Союзного государства. В этом году заканчивается реализация нескольких программ в области производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин, изделий электроники и микросенсорики для радиоэлектронных систем. Одновременно в этом году началось финансирование нескольких программ в области нанотехнологий, а это активно развивающееся и очень перспективное направление, что делает разработки в этой области актуальными. Также разрабатываются технологии производства высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных средств нового поколения. В 2010 году планируется запустить еще программу для создания микросистемотехники нового поколения. Еще раз хочу отметить, все программы Союзного государства применяются на практике, дают возможность совершенствовать научные разработки и способствуют научно-техническому прогрессу наших стран.

Зайцева Света:

Как Вы думаете «молочный» конфликт можно ли считать урегулированными в двусторонних отношениях между Беларусью и Россией? Или можно ожидать рецидивы?

Александр Бабаков:

О «молочном» конфликте уже много говорилось, эта тема находила отражение в различных средствах массовой информации. Хочу пояснить суть этой проблемы. В июне этого года почти вся молочная продукция из Беларуси оказалась под запретом, более 1000 видов молока и молочной продукции, по причине несоблюдения нового российского Технического регламента на молоко, принятого в конце 2008 года. Вторая сторона конфликта связана с избыточным присутствием белорусского сухого молока на российском рынке. В целях урегулирования этой ситуации профильные министерства России и Беларуси заключили договоренности, согласно которым объемы поставок из Беларуси не будут сокращены, а лишь скорректирована их номенклатура: поставки сухого молока уменьшены, при этом увеличены объемы импорта сыра, творога и масла. «Точкой» в этой истории стало совместное заседание коллегии Минсельхоза России и Минсельхозпрода Беларуси по итогам которого стороны заявили, что прогнозный баланс спроса и предложения Союзного государства на молоко и молокопродукты, мясо и мясопродукты, сахар на 2010 год останется на уровне 2009 года с возможностью увеличения, если в этом будет необходимость. Таким образом, я считаю, этот инцидент исчерпан. Надеюсь, в будущем таких или подобных конфликтов не повторится.

Илья Л.:

В связи с постоянно возникающими разногласиями на высшем уровне возможно ли изменения формата отношений между Беларусью и Россией?

Александр Бабаков:

Прежде всего, нужно понять, что Вы подразумеваете под «изменением формата отношений»? В Договоре о создании Союзного государства четко определены полномочия стран, принципы формирования основных механизмов функционирования государства. Вообще, нужно сказать, что возникновение разногласий, их согласование и устранение являются неотъемлемыми частями любого политического процесса. И интеграционные процессы между Беларусью и Россией не исключение. Нашему Союзу уже 10 лет. За этот срок государство прошло проверку временем – были, как говорится, и взлеты и падения, но Союзное государство продолжает выполнять свои задачи. Сегодня мы держим верный курс на выстраивание взаимовыгодных отношений между нашими странами. И я думаю, что целостности Союзного государства ничто не угрожает, так как интеграционный процесс важен и необходим как России, так и Беларуси, тем более действующая форма взаимодействия позволяет решать и урегулировать все спорные вопросы и конфликтные ситуации эффективно и конструктивно для обоих государств.

Станислав К.:

Как идет унификация законодательств наших стран? Кто предоставляет объективную информацию, с кем предварительно обсуждаются варианты решений проблем?

Александр Бабаков:

Союзные парламентарии активно используют парламентские формы деятельности. Российские и белорусские депутаты встречаются и обмениваются мнениями во время межпарламентских слушаний, научно-практических конференций, «круглых столов». Упрочилась практика организации и проведения заседаний постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании по вопросам строительства Союзного государства. Участники семинара обсуждают актуальные проблемы российско-белорусской интеграции не только в столицах наших государств, но и в других городах и регионах России и Беларуси. Благодаря подобной практике идеи союзного строительства находят понимание и поддержку на региональном уровне, вовлекают местную общественность в процесс интеграции. В прошлом году Парламентское Собрание вышло на качественно новый уровень работы по сближению законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации. С учетом многообразия сфер жизнедеятельности граждан Беларуси и России, требующих унификации, было принято и на тридцать четвертой сессии Парламентского Собрания нормативно оформлено решение о создании Научно-консультативного совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, председателем которого я являюсь. Научно-консультативный совет как постоянно действующий совещательный орган призван решать задачи научного обоснования процесса союзного строительства и обеспечивать координацию научной работы по всем направлениям деятельности Парламентского Собрания, включая совершенствование нормотворческой деятельности. В его структуре предусмотрены отделения по вопросам государственного строительства и права, экономической политики, социальной политики и культуры, безопасности, экологии, охраны окружающей среды и природопользования.

Виктор Алексеев:

Каковы перспективные направления работы Парламентского Собрания в будущем?

Александр Бабаков:

Парламентское Собрание и его комиссии демонстрируют стабильный прогресс в вопросе наращивания интеграционных усилий на постсоветском пространстве в целом и в рамках Союзного государства – в частности. Депутаты Парламентского Собрания продолжат работу по формированию единого экономического пространства, углублению межгосударственной интеграции в экономической сфере, сохранению устойчивости национальных экономик в условиях мировой финансовой нестабильности, в вопросах формирования и развития единого образовательного пространства, сближения законодательства в социальной сфере и социально-трудовых гарантий, в сфере культуры и искусства, формирования единого информационного пространства.

Антон Пакрепа:

Как Вы оцениваете ход унификации законодательств России и Беларуси? Много ли сделано за 10 лет?

Александр Бабаков:

Сотрудничество Федерального Собрания Российской Федерации с Национальным собранием Республики Беларусь по осуществлению унификации национальных законодательств преимущественно осуществляется через Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Парламентским Собранием было принято более 10 нормативных актов, которые в последствии использовались при подготовке соответствующих актов законодательства в обоих государствах. Кроме того, деятельность парламентариев России и Беларуси заключается в реализации различных форм влияния на национальное законотворчество с целью его унификации. Это, прежде всего: обмен планами законопроектной работы между Федеральным Собранием Российской Федерации и Национальным собранием Республики Беларусь; направление парламентами государств-участников в Парламентское Собрание планов своей законопроектной работы с последующим обсуждением на комиссиях Парламентского Собрания согласованности нормотворческих процессов в государствах-участниках; направление национальных законопроектов, затрагивающих вопросы строительства Союзного государства, интересы граждан Союзного государства или предметы ведения Союзного государства для информации в Парламентское Собрание. Парламентское Собрание при таком подходе становится форумом по обсуждению законопроектов, затрагивающих союзную тематику, осуществление профильными комитетами и комиссиями палат парламентов государств-участников экспертизы законопроектов на соответствие Договору о создании Союзного государства, международным договорам и другим нормативным правовым актам в рамках Союзного государства. Содействие ратификации международных договоров. Учет вопросов союзного строительства при принятии законопроектов в национальных парламентах.

Дарья С.:

Каким образом в Союзном государстве обеспечиваются равные права граждан Российской Федерации и Республики Беларусь?

Александр Бабаков:

Союзные парламентарии постоянно работают над унификацией законодательств России и Беларуси, акцентируя внимание на обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь. Концепция социального развития Союзного государства до 2010 года определила стратегию социального развития Союзного государства, наметила пути, мероприятия, механизмы и этапы ее реализации. Завершены процедуры ратификации и вступления в силу пакета двусторонних документов по обеспечению равных прав граждан Беларуси и России. Он включает: Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения; Соглашение об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства; Соглашение о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации; Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избегании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество. Отрегулированы проблемы, связанные с правами граждан на участие в хозяйственной деятельности, на получение образования, на обмен жилыми помещениями, трудоустройство и оплату труда. Граждане России и Беларуси сейчас имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда. Обеспечивается взаимное признание трудового стажа, включая стаж работы по специальности. В рамках создания единого миграционного пространства отменен разрешительный порядок найма на работу. На граждан Беларуси не распространяется требование обязательного заполнения миграционных карт, действующее в Российской Федерации в отношении граждан иностранных государств. Реализуется «пропорциональный» принцип пенсионного обеспечения, согласно которому каждое государство назначает и выплачивает пенсию за стаж, выработанный на его территории, и обеспечивает «экспорт» назначенной пенсии в случае переселения пенсионера в пределах обоих государств. В соответствии с действующим Положением гражданам наших стран беспрепятственно и бесплатно оказывается скорая и неотложная медицинская помощь, диагностика и лечение социально опасных заболеваний, все виды медицинской помощи Героям Советского Союза, кавалерам орденов Славы трех степеней, Героям России и Беларуси. Решены проблемы обеспечения доступности и равных прав граждан Российской Федерации с гражданами Республики Беларусь в получении бесплатного профессионально-технического образования. В настоящее время ведется работа над проектами Программы «Формирование и развитие единого образовательного пространства Союзного государства» и рядом других проектов в социальной сфере. В прошлом году Совет Министров Союзного государства принял решение о разработке проекта Концепции социального развития на 2011-2015 годы, куда войдут положения действующей концепции со значительным расширением позиций.

Вадим К.:

Взаимодействует ли Парламентское Собрание с международными организациями?

Александр Бабаков:

Союзный парламентаризм способствует повышению эффективности парламентской дипломатии Союзного государства. Парламентское Собрание постоянно проводит активную работу по различным направлениям межпарламентской деятельности, целями которой является дальнейшее развитие связей с международными организациями, национальными парламентами государств ближнего и дальнего зарубежья, развитие института наблюдателей за выборами в высшие органы власти этих государств. Эти и другие вопросы были рассмотрены депутатами Парламентского Собрания на представительном заседании «круглого стола» на тему «Союзное государство и система международной безопасности», прошедшего в Минске 10 – 11 ноября 2009 года. Депутаты Парламентского Собрания принимают активное участие в мероприятиях Межпарламентского Союза (МПС), Парламентской Ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС). Кроме того, пристальное внимание уделяется сотрудничеству с Межпарламентской Ассамблеей государств – участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) и Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества (МПА ЕврАзЭС). Активизируется работа между Парламентским Собранием и Межпарламентской ассамблеей Православия, а также Парламентской Ассамблеей ОДКБ.

Мария:

Обладает ли Союзное государство международной правосубъектностью?

Александр Бабаков:

Напомню, что Сообщество, а затем Союз Беларуси и России в свое время отвечали классическим принципам международной организации. Союзное государство же имеет более высокую степень интегрированности, что позволяет говорить о переходе от статуса международной организации к статусу государственно-подобного межгосударственного объединения. Формально процесс преобразования Союзного государства в конфедеративное государство будет завершен после принятия Конституционного Акта Союзного государства. На основании Договора о создании Союзного государства Союзное государство наделено правом выступать в международном сотрудничестве от своего имени, заключать международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства. Союзный парламент ратифицирует международные договоры, заключаемые от имени Союзного государства, заключает соглашения о сотрудничестве с парламентами государств, не входящих в Союзное государство, и парламентскими организациями. До формирования Парламента эти функции выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

Антон:

Каковы приоритеты внешней политики Союзного государства?

Александр Бабаков:

Основные приоритеты внешней политики Союзного государства на данный момент обозначены в Программе согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства на 2008 – 2009 годы. Программа призвана обеспечить координацию усилий России и Беларуси по защите и продвижению их интересов на международной арене. Документ направлен на дальнейшее углубление двустороннего взаимодействия по всем основным проблемам современной мировой политики. В конце ноября этого года МИДы Беларуси и России рассмотрели и одобрили Программу согласованных действий в области внешней политики на 2010-2011 годы. Теперь она будет передана в Высший Государственный Совет Союзного государства для последующего утверждения. Новая программа затрагивает такие проблемы, как борьба с последствиями мирового финансового кризиса, создание Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, формирование единого экономического пространства и т.д. Следует особо выделить такие направления внешнеполитического российско-белорусского сотрудничества, как углубление двустороннего взаимодействия на пространстве СНГ, прежде всего, в рамках ОДКБ и ЕврАзЭС, формирование согласованной позиции в ООН, ОБСЕ и других международных организациях, обеспечение региональной и европейской безопасности, повышение роли Беларуси и России в борьбе с новыми вызовами и угрозами, развитие отношений с третьими странами.

Федор:

Каковы дальнейшие перспективы военно-технического сотрудничества России и Беларуси в рамках Союзного государства?

Александр Бабаков:

У военно-технического сотрудничества России и Беларуси есть не¬мало перспективных направлений: это и практические шаги по созданию региональной системы ПВО, и по совместной защите воздушно-космического пространства Союзного государства, и единая пограничная политика. В частности, в ходе реализации специальной российско-белорусской про¬граммы стоимостью около 3 миллиардов рублей введено в эксплуатацию 20 объектов пограничной инфраструктуры с вне¬дрением цифровых видов связи. Беларусь и Россия реализуют про¬грамму совместных работ до 2011 года по обустройству границы Союзного государства. Недавно в Государственную Думу на ратификацию внесено Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Беларусь. Важным направлением военно-технического сотрудничества Росси и Беларуси является разработка и реализация программ Союзного государства в области обороны и безопасности. В их выполнении с обеих сторон участвует около 200 предприятий Белоруссии и России с общей численностью работающих около 500 тыс. человек. Таким образом, это еще раз доказывает, что союзные программы способствуют не только повышению научно-технического потенциала и обороноспособности России и Беларуси, но создают дополнительные рабочие места, что особенно важно для решения проблем занятости населения в условиях финансово-экономического кризиса. Думаю, недавние российско-белорусские военные учения «Запад-2009» наглядно продемонстрировали единство российских и белорусских военнослужащих и их сплоченные действия по обеспечению безопасности Союзного государства.

Арсений:

В СМИ называют бюджет Союзного государства социально ориентированным. Уделяется ли тогда в Союзном государстве внимание социальной защищенности ветеранов?

Александр Бабаков:

Проведение согласованной политики в области охраны труда, социальной защиты населения, пенсионного обеспечения является постоянной задачей Союзного строительства. В рамках оказания социальной поддержки гражданам в 2003-2008 гг. для оздоровления участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц использовано около 47000,0 тыс. российских рублей и выдано более 2,5 тыс. путевок. В 2009 году на эти цели было направлено 11 500,0 тыс. рублей.

Эммануил:

А что делается в Союзном государстве для молодежи? Раньше государство уделяло много внимания вопросам гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Александр Бабаков:

В Союзном государстве особое внимание уделяется подрастающей смене защитников Отечества – суворовцам и кадетам. По инициативе Парламентского Собрания с 2007 года ежегодно проводится гражданско-патриотическая смена для учащихся кадетских школ-интернатов и суворовских училищ Беларуси и России с финансированием из бюджета Союзного государства. В 2009 году на данное мероприятие из бюджета Союзного государства было выделено 12 млн. рублей, а в смене приняли участие более 570 человек. Гражданско-патриотическая смена для учащихся кадетских школ-интернатов проходит в Национальном детском оздоровительном лагерь «Зубренок» (Республика Беларусь), а военно-патриотическая смена суворовцев – в детском оздоровительном комплексе санаторного типа «Вита» в г. Анапе (Российская Федерация). Целями проведения таких мероприятий являются укрепление дружбы между ребятами Беларуси и России, их патриотическое воспитание и подготовка к совместной защите государств-участников и Союзного государства.

Юлия:

В этом году в г. Ростове-на-Дону проходил фестиваль «Молодежь – за Союзное государство». Это регулярное мероприятие или это была некая разовая акция, приуроченная к юбилею Союзного государства?

Александр Бабаков:

Это ежегодное мероприятие. Фестиваль «Молодежь – за Союзное государство», инициатором которого выступает Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, прошел в 2006 году в г. Анапе, а в 2007, 2008 и 2009 годах в г. Ростове-на-Дону. Фестиваль получил высокую оценку депутатов, общественности Беларуси и России, прессы, молодежи, жителей Донского края, Южного Федерального округа, а также содействовал практической реализации основных целей Союзного государства в области социальной политики и культуры. В мероприятиях фестиваля принимают участие депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, государственные, общественные и политические деятели. Общее количество участников фестиваля составляет свыше 300, а вместе со зрителями и гостями около 15 000 человек. Это более 25 творческих молодежных коллектива, молодежь и артисты в возрасте от 16 до 25 лет из различных регионов России и Беларуси, в том числе из г. Ростова-на-Дону, а также известные артисты – победители и лауреаты российских телевизионных проектов «Народный артист», «Секрет успеха», лауреаты и победители международного конкурса «Славянский базар в Витебске». В организации и проведении фестиваля также принимают участие представители молодежных объединений Беларуси и России: «Белорусский республиканский союз молодежи», «Молодая Гвардия Единой России», «Российский Союз Молодежи», «Российско-Белорусский Союз Молодежи».

Анна Х.:

У меня вопрос о правах на получение медицинской помощи. Часто езжу в гости к внуку в Москву, а он – ко мне. Не хотелось бы думать о плохом, но вдруг в гостях меня подведет здоровье, а внук подхватит грипп. Нам помогут получить медицинскую помощь?

Александр Бабаков:

Говоря о равных правах граждан Союзного государства на получение медицинской помощи, стоит отметить, что основным документом в этой области является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации от 24 января 2006 года. Я бы выделил несколько моментов, касающихся установленного порядка предоставления медицинской помощи. Граждане одного государства, постоянно проживающие на территории другого государства (имеющие вид на жительство), имеют равные права с гражданами этого государства на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение. Граждане одного государства, временно проживающие или временно пребывающие на территории другого государства (не имеющие вида на жительство), имеют равные права только в получении скорой медицинской помощи и медицинской помощи по лечению социально опасных заболеваний. Граждане одного государства, работающие по трудовым договорам в организациях государства временного проживания или временного пребывания, имеют равные права с работниками этих организаций.

Юрий:

Недавно принят бюджет Союзного государства. В России с 2008 года бюджет формируется на три года. Союзный бюджет также уже приняли на трехлетний срок или это только планируется сделать?

Александр Бабаков:

Нет, бюджет Союзного государства принят и пока будет приниматься на один год. Это связано с тем, что в Беларуси бюджет формируется, как и прежде, на год. Доходная же часть бюджета Союзного государства, как вы знаете, состоит из взносов России и Беларуси. Но перспективное бюджетное планирование, безусловно, будет полезно как для реализации союзных программ, так и для скорейшей интеграции экономик России и Беларуси

Артур:

Хочу поступить в один из российских вузов. Допустят ли меня к экзаменам как негражданина Российской Федерации? И будет ли признан мой будущий диплом у меня дома, в Беларуси?

Александр Бабаков:

Принятая в Республике Беларусь и Российской Федерации нормативная правовая база обеспечивает гражданам Беларуси и России равные права на получение образования. Если в 2006 – 2007 учебном году в российских вузах обучалось менее 5 тысяч белорусских студентов, то на конец 2008 учебного года – уже около 10 тысяч. В белорусских вузах обучалось около 2 тысяч россиян. Что же касается Вашего возвращения домой с полученным дипломом российского вуза, то хочу напомнить о действующем межправительственном Соглашении о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 1996 года.

Борис:

В следующем году исполняется 65 лет Победы в Великой Отечественной войны. Планируются ли какие-нибудь мероприятия с участием белорусов и россиян?

Александр Бабаков:

Значение Победы в Великой Отечественной войне для России и Беларуси сложно переоценить. Вы знаете, какую цену заплатили наши народы за нее, как и все граждане бывшего СССР. Конечно, в Союзном государстве свято чтят память павших ради независимости нашей Родины. Поэтому в 2010 году состоятся различные мероприятия, направленные на увековечение подвига советского народа в Великой Отечественной войне, патриотическое воспитание молодежи, а также укрепление духовного единства россиян и белорусов. Напомню, что еще на майском заседании Совета Министров Союзного государства одобрен перечень мероприятий Союзного государства на 2009-2010 годы, посвященных 65-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 65-летию Победы в Великой Отечественной войне для последующего внесения на утверждение Высшего Государственного Совета Союзного государства. В соответствии с этим перечнем будет организован ряд мероприятий. Например, думаю, всем будет интересна совместная выставка из музейных фондов Беларуси и России, посвященная Победе в Великой Отечественной войне, которая пройдет в мае-июне 2010 года в Москве, а также концерт мастеров искусств России и Беларуси, посвященный 65-летию Победы в мае 2010 года в Минске и Москве. Молодежь из Беларуси и России смогут принять участие в Олимпиаде школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» в ноябре 2010 года или в Туристическом слете учащихся Союзного государства в июле 2010 года. Все эти мероприятия будут финансироваться из бюджета Союзного государства и посвящены 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Диана:

Россия, Беларусь и Казахстан создали Таможенный союз. Не слишком ли много дублирующих друг друга интеграционных объединений образовалось на постсоветском пространстве? На фоне Таможенного союза теперь Союзное государство отойдет на второй план?

Александр Бабаков:

Александр БАБАКОВ

Да, действительно на постсоветском пространстве одновременно сосуществуют разноскоростные и разные по своей сути интеграционные проекты. В числе основных межгосударственных объединений – Содружество Независимых Государств, Евразийское экономическое сообщество, Организация Договора о коллективной безопасности, Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана. Однако особо выделяется российско-белорусский проект создания Союзного государства, являющийся наиболее продвинутым и перспективным. Примечательно, что Президент России Дмитрий Медведев особо выделил Союзное государство в качестве интеграционного ядра на постсоветском пространстве. Именно в рамках Союзного государства Россия и Беларусь успешно решают актуальные вопросы в области экономической, социальной, внешней, информационной политики, решаются проблемы унификации национальных законодательств, продолжается взаимовыгодное сотрудничество в сфере науки и культуры, безопасности, обороны и борьбы с преступностью. По мнению главы российского государства, которое он высказал в ходе февральского заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства, «более высокий уровень российско-белорусских отношений может и должен служить хорошим примером взаимовыгодного партнерства по всем направлениям». Поэтому я не считаю, например, что Таможенный союз составляет конкуренцию Союзному государству или даже дублирует его. Ведь функции Таможенного союза ограничены в основном вопросами внешней торговли и таможенного регулирования. В то время как в Союзном государстве затронуты все сферы жизнедеятельности граждан России и Беларуси.

Андрей:

Из года в год декларируется, что львиная часть бюджета Союзного государства идет в основном на финансирование российско-белорусских экономических программ. Какие новые программы заработают в следующем году?

Александр Бабаков:

В соответствии со статьей 21 проекта бюджета Союзного государства на 2010 год, который будет рассмотрен на завтрашнем заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства, в будущем году планируется начать реализацию четырех союзных программ. Это, прежде всего, разработки, направленные на создание микросхем и полупроводниковых приборов, тепловизионной техники, методов восстановительной терапии органов с использованием стволовых клеток, а также на повышение эффективности пищевых производств на основе прогрессивных технологий. Кроме того, Комиссия Парламентского Собрания по экономической политике на своем недавнем заседании поддержала инициативы по разработке новых инновационных программ Союзного государства. Это, кстати, соответствует предложениям Президента Российской Федерации о переходе страны на инновационный путь развития и модернизацию экономики. Так, результаты разработки и реализации этих программ позволят сократить потребление трудовых, материальных и энергетических ресурсов и создать ресурсосберегающие и экологически чистые технологии и производства, разработать принципиально новые системы вооружений и средства борьбы с терроризмом. Предложения комиссии по реализации новых инновационных программ Союзного государства были рассмотрены в ходе тридцать шестой сессии Парламентского Собрания и утверждены Постановлением Парламентского Собрания «О бюджете Союзного государства на 2010 год».

Заключительное слово , Александр Бабаков :
В заключении хотел бы принести свои извинения тем участникам конференции, на вопросы которых мне не удалось ответить из-за ограничения по времени. Хотел бы поблагодарить и сказать, что эти вопросы в любом случае будут учтены и озвучены заинтересованным лицам, участникам Союзного государства . Хочу заверить, что несмотря на всю сложность интеграционного процесса, мы все-таки движемся поступательно вперед. Пользуясь случаем хотел бы поздравить всех с наступающим Новым годом, пожелать всем здоровья, добра и счастья, а также ощутить на себе позитивные результаты интеграционного процесса.

Мнение участников конференции может не совпадать с позицией редакции